Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
В мире
29 сентября 2015 13:15

Страна Закарпатье

Юрий Роман о необходимости предоставления особого статуса самому западному региону Украины

4806

Современная Украина находится в состоянии глубокого кризиса. Кризис этот системен. Это кризис Украины как государства. Данный факт очевиден для тех, кто не боится реально смотреть на вещи, но, увы, он непонятен для нынешней власти, способной повлиять на ситуацию. Сознательно или нет киевская власть упрямо отказывается искать корень тех проблем, с которыми (не без усилий этой же власти) столкнулась страна. Проблем системных и серьёзных. Проблем, которые без срочных и решительных действий, фактически делают невозможным дальнейшее существование Украины как государства.

После печальных событий на Майдане стало ясно, что Украина в обычном старом формате существовать просто не будет. И речь тут идет, прежде всего, про старую форму государственного устройства Украины — неэффективную, недееспособную, несправедливую, а главное — неприемлемую для большей части граждан и регионов. Но все-таки что-то в головах власть имущих зашевелилось, коль вопрос про децентрализацию вообще был вынесен на повестку дня. Только является ли достаточной эта мизерная подачка полномочий Киева регионам для перезагрузки столь больной (во всех смыслах этого слова) страны как Украина?

Уверен, что этот вопрос риторический. Но что сделаешь? Власть Украины состоит из полных антифедералистов (т.к. федерализация - это зло, потому что её поддерживает Россия). Для того, чтобы имитировать перемены, и такой поверхностной децентрализации достаточно. Что ж, остается только слушать принципиальное «нет» неунитарному устройству Украины, наблюдать за беспрецедентным ростом доходов высшего руководства и мимоходом задумываться, не связана ли такая принципиальность с желанием недопущения утечки из денежно-государственного корыта в регионы.

Читайте также

То ли от дефицита информации, то ли от личного природного алогизма и наивности, высокие чины в Киеве взяли за образец, постоянно про это говоря, децентрализацию в соседней Польше. Говорят, что схожие страны, аналогичные проблемы и тому подобное. Как вообще можно сравнивать многонациональную, билингвальную, многокультурную и полиментальную Украину с Польшей — страной монолингвальной, монокультурной и монорелигиозной? Поляк с запада Польши ничем не отличается от поляка юга, севера и востока. (Чтобы понять насколько отличаются украинцы, достаточно посмотреть на политические предпочтения, которые наглядно иллюстрируют результаты выборов). Унитаризм со слабым уровнем децентрализации — это природная форма государственного устройства Польши.

На Украине этот механизм вертикального подчинения априори вызывает сомнения. Неэффективность данного подхода наглядно демонстрирует современное катастрофическое положение дел в стране. Почему столь очевидный кризис системы воспринимается как что-то краткосрочное, мол само собой рассосется, и поэтому не требует каких-либо радикальных перемен и трансформаций? Вспомните: кризис на Донбассе возник, прежде всего, из-за митингов о федерализации. Властной верхушке не помешает вспомнить, что тогда за федерализацию выступали не только две восточные области. За новую форму административного устройства массово выступали жители Одессы, Харькова, Днепропетровска, Запорожья. Тогда протест востока нарекли попыткой дестабилизации и начали проклятую АТО. Но кризис никуда не исчез. Вот Запорожский областной совет не дождался начала децентрализации, приняв 28 августа этого года решение про особый статус области. Очевидно, что для этого региона увеличения полномочий в рамках гройсманско-порошенковской децентрализации является недостаточным.

Так что, ждать чуда? Будем надеяться, что больше кризисных явлений не возникнет на волне желания реальной децентрализации, а Донбасс все-таки успокоится и интегрируется в системно старую унитарную Украину?

Апологетам унитаризма (и предложенной властью недоцентрализации) следует подумать о том, подходит ли для Украины именно эта форма госустройства. Наивно полагать, что все разговоры про особые статусы, автономии и федерализацию связаны только с кризисом на востоке. Абсолютно глупо считать, что особый статус регионов это штучно созданная проблема. Украина разная и не только Донбасс у нас отличается. Подтверждения этого нехитрого тезиса — Закарпатская область.

Закарпатье — это особый регион. На референдуме 01 декабря 1991 года 78,6% жителей Закарпатья высказались за предоставление региону статуса автономной территории в составе Украины. На этом все разговоры на тему «Почему Закарпатье должно получить особый статус?» можно и завершить. Желание закарпатцев большей самостоятельности для края это устоявшийся факт, на который, правда, ни одна украинская власть так и не обратила внимание.

Результаты закарпатского референдума закономерны. На необходимость особого статуса Закарпатья указывают специфические исторические, культурные, экономические и ментальные особенности региона. Статус административно-территориальной единицы в составе унитарной Украины этого абсолютного иного региона, по меньшей мере смотрится нелогичным (как и сама унитарность столь разнообразной страны как Украина). Признаки «отдельности» региона очевидны. Не надо углубляться в какие-то политические или экономически недра чтобы понять и убедиться — Закарпатье это регион, который уже является «отдельным» де-факто, вопрос лишь в том, когда край получит справедливый статус, что обеспечит его наиболее эффективное развитие в составе Украины.

Читайте также

Закарпатье — регион, который впервые вошел в состав Украины (УССР) лишь в 1945 году. На сегодняшний день это территория, которая была последней присоединена к Украине. В составе Венгрии, а позднее в составе Чехословакии (решения о присоединении именно к этой стране, а не к СССР принималось местными элитами) Закарпатье, которое до 1938 года имело название Подкарпатская Русь, находилось на правах автономного региона.

Особенности исторического развития Закарпатья обусловили формирование на просторах региона специфической ментальности. Общеизвестно, что Закарпатье на Украине ассоциируется с русинами, которых в регионе якобы меньшинство. И тут вот ситуация очень интересная, даже парадоксальная. А парадокс в том, что русин и среднестатистический этнический закарпатский украинец ничем не отличаются в плане языка, традиций, культуры. Разница, фактически, в том, что один считает себя русином и требует признания своей национальной идентичности, а другой этого не делает (потому что оно ему и не надо). Т.е. за общими признаками русины — все, но заявляет про свое русинство и требует его признания только часть закарпатцев. Вот и получается, что на Закарпатье живут русины-русины и русины-украинцы, которые объективно ничем не отличаются.

Закарпатье — это разнообразие языков, культур и религий. В регионе благополучно уживаются больше сотни национальностей. При этом поражает специфика этнических закарпатцев. Большинство населения тут общается на своем уникальном языке (в народе — русинская беседа) и имеет свои уникальные традиции. Закарпатье отличается даже от соседних областей качественно лучшим состоянием дорог, нетипичной для Западной Украины традицией строительства и своеобразными (неукраинскими) названиями населенных пунктов. Без преувеличения, с первого взгляда Закарпатье — это другая страна, другая цивилизация, другая планета если хотите. Именно поэтому современный статус края на Украине не просто алогичный, а он не отвечает общим принципам здравого смысла.

В конце концов, Закарпатье это не только самая западная область, а географически самая европейская область. Факт — 11 европейских столиц ближе находятся к Ужгороду, чем Киев! Большинство местного населения никогда не было в Киеве, при этом побывав в столицах соседних и не только европейских государств.

Уверен, что предоставление большей самостоятельности Закарпатью имело бы положительные результаты для экономического развития региона. Все энергетические пути проходят через Закарпатье. Через край проходят важнейшие нефте- и газопроводы, электросети, что обеспечивают Европу энергоресурсами. При условии настоящей децентрализации почему бы не придумать такой механизм, при котором часть платы за транзит по территории региона оставался бы в области? Хотя бы небольшой процент от платы за транзит, налоговые поступления, динамичное развитие туристической отрасли и инвестиции, которые безусловно придут в инвестиционно привлекательный регион, при эффективном менеджменте сделали бы Закарпатье процветающим регионом с европейским уровнем жизни. Но я не устаю повторять, что всё это невозможно в унитарной Украине со слабым уровнем пока только декларируемой децентрализации.

Читайте также

Лучшим (хотя и условным как по мне) было бы сравнение Закарпатья с испанской Каталонией. Регион, что решительно отличается от остальной Испании, живет себе и процветает в качестве автономной территории в унитарном государстве, которое не боится давать регионам справедливые, а главное логичные статусы. Вопрос только в том, сколько должно пройти времени чтобы про необходимость создания новой спасительной версии Украины, переступив через свои интересы, начали думать в Киеве.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня