Похоже, что начинается основной этап предвыборной кампании. Если верить данным политических тотализаторов, то шансы Хиллари Клинтон стать выдвиженцем в президенты от демократов оцениваются в 90 процентов, Дональду Трампу как кандидату от республиканцев дают, как минимум, 75 процентов.
В стране разворачивается самая впечатляющая президентская кампания с 1968 года, ознаменованного пиком вьетнамской войны. Лидер республиканской гонки находится под огнем критики не только демократов, но и многих известных республиканцев. Государственного опыта у него меньше, чем у любого другого президента в истории.
Только у двух президентов — Уильяма Ховарта Тафта и Герберта Хувера — был недостаточный опыт работы в сфере избранных народом политиков или в армии, но оба они занимали [до избрания — переводчик] правительственные посты. Одним словом, президентство Трампа станет беспрецедентным не только из-за его абсурдных политических взглядов и пристрастия к оскорблению женщин и меньшинств, но и благодаря кричащему недостатку нужного опыта и знаний.
Трамп умело манипулирует новостными медиа, он показал себя гораздо более внимательным исследователем электората, чем мы, знатоки. Однако я еще никогда не встречал политика национального масштаба, который был бы настолько уклончив, настолько помпезен, и — давайте по-честному — настолько незрел.
Дана Милбанк пишет в Washington Post, что большинство республиканских кандидатов на последних внутрипартийных дебатах изъяснялись на языке старших школьников, если проделать контент-анализ их речей по шкале Flesch-Kincaid Grade Level Index. Трамп говорил на языке четвероклассника. На собраниях в Неваде Тед Круз говорил на уровне девятиклассника, Клинтон на уровне семиклассницы, Трамп — на уровне второклассника! (Я исследовал по шкале Flesch-Kincaid победную речь Трампа, произнесенную в Супервторник, более сдержанную, адресованную политическому центру — в данном случае его риторика поднялась до уровня ученика шестого класса).
Что ж, позвольте мне попытаться описать воображаемого избирателя, готового отдать свой голос за Трампа, с помощью воображаемого разговора с ним.
— Как вы можете поддерживать демагога, чей опыт беднее, чем у любого президента в нашей истории?
— Вы, журналистские всезнайки, так любите опекать нас! У Трампа есть опыт в той сфере, где он имеет значение и позволяет добиваться результатов в бизнесе. Кстати, что дали нам опытные политики? Порочную, провалившуюся систему. Пора попробовать что-то новое, а Трамп, по крайней мере, правдоруб.
— У него репутация правдоруба, но он лжет. Когда издание PolitiFact выбирало изречение, заслуживающее звания «ложь года», сотрудники издания обнаружили, что реальными «конкурсантами» являются лишь заявления Трампа. Их суммировали и назвали «ложью года». К тому же, поддерживая Трампа, вы в известной степени гарантируете президентскую победу Хиллари Клинтон. Более того, политические тотализаторы предсказывают, что из-за Трампа и Сенат у нас будет принадлежать в основном демократам.
— Да ладно вам! Трамп вновь и вновь показывает, как вы, знатоки, ошибаетесь. И даже тотализаторы, на данные которых вы ссылаетесь, оценивают шансы Трампа стать нашим следующим президентом в ¼, и это притом, что другие республиканцы готовы разорвать его на куски. Ничего, подождите того момента, когда партия начнет работать в его поддержку.
— Но как вы можете поддерживать кандидата, источающего столько ненависти? Этот человек называет мексиканцев насильниками, явно не торопится осудить Ku Klux Klan, он замыслил ввести регистрацию для мусульман. Вас устраивает расист в Белом Доме?
— Прекратите. Вы, медийные ребята, любите разыгрывать расовую карту, а нам политкорректность надоела. Не со всем, что говорит Трамп, я согласен, но он хотя бы не виляет. Он снова сделает Америку сильной. Что же касается некоторых его диковатых заявлений, то относитесь к ним спокойно. Думаю, он сам не придерживается таких взглядов, но будет использовать их для переговоров. Он практик, а не идеолог.
— Трамп уже нанес ущерб репутации Америки на мировой арене, выразив в своих комментариях симпатии в адрес Путина и по поводу расправы китайских властей над участниками демократического движения на площади Тяньаньмень. Более 580 тысяч британцев поставили подписи под петицией, требующей запретить его въезд на территорию страны. А Ларри Саммерс* предупреждает, что одна только перспектива завоевания президентского кресла демагогом-протекционистом способна вызвать в Соединенных Штатах рецессию, а на мировом уровне — международный финансовый кризис.
— Сделайте глубокий вдох: меня не интересует, любят ли нас за рубежом, пока нас боятся.
— И вы не испытываете проблем с кандидатом, который обзывает женщин сексуальными игрушками, кто отпускает замечания по поводу бюстов и мозгов, который оскорбляет половину населения?
— До сих пор Трамп производил впечатление шоумена, он произносил вещи, которые многих сердили. А теперь он будет больше походить на президента и станет более сдержанным, апеллируя к электорату демократов — это у него получается лучше, чем у Круза или Рубио, потому что он не настолько консервативен. Хочется вам этого или нет, он будет избран президентом, и тогда вы увидите, что все ваши страхи по его поводу являются такими же вымышленными, как я. Привыкайте к словосочетанию: президент Трамп.
* Лоуренс Генри Саммерс (Lawrence Henry Summers) — американский экономист, директор Национального экономического совета в 2009—2010 годах, член Бильдербергского клуба, министр финансов при Билле Клинтоне, главный экономист Всемирного Банка, убежденный сторонник глобализации
Перевод Станислава Варыханова