Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
В мире
17 апреля 2010 09:40

«Одноклассники» и «Вконтакте» станут немного китайскими

Наши соседи тихо, но интенсивно скупают тех, кто раньше считал Китай просто «сборочным цехом»

63

Покупки делаются во всех отраслях: от автомобилестроения и нефтяных скважин до IT-компаний и брендов из мира высокой моды. Очевидно, Европе и Штатам с их профсоюзами и кризисом скоро будет нечего противопоставить готовым работать за небольшие деньги жителям Поднебесной.

Вот последний пример. Китайская компания Tencent приобрела 10,26% российского холдинга Digital Sky Technologies, являющегося акционером Интернет-компании Mail.ru, а также социальных сетей «Одноклассники» и «Вконтакте». Принадлежит российской компании также 5% акций Facebook — крупнейшей социальной сети мира. Tencent инвестировала в DST 300 млн долларов.

Покупкой Volvo Китай сделал еще один шаг в сторону развития своего «грандиозного замысла». Теперь Поднебесная не хочет навсегда оставаться мировым «сборочным цехом», она сама планирует задавать моду на машины, устройства, одежду и прочие атрибуты материального мира. Китай хочет владеть Adidas, Nike и Nokia, а не производить и дальше Abibas, Mike, Nokla и SciPhone. Каждый европеец знает бренд Volvo. Но кто знает Geely? Китай решает эту проблему с помощью денег. 1,34 млрд евро — и теперь всемирно известный бренд приносит доход китайцам.

Помимо известных брендов китайских бизнесменов интересуют западные технологии. Вместо того, чтобы самим поднимать науку и развивать отделы по разработкам и исследованиям (R&D) внутри своих огромных заводов, они предпочитают сначала заработать денег, создавая европейские товары по западным образцам и технологиям, а потом просто купить своих «хозяев». Надо сказать, сейчас становится наглядно видно, что такая модель развития работает, и кризис в этом Китаю только помогает. В Китае по-прежнему дешевая рабочая сила, и постоянно растущее население будет сдерживать рост зарплат в этой стране еще очень долго.

Запад до сих пор активно заказывает китайским заводам производство своих товаров. По официальным данным, 60% китайской экспортной продукции производится на заводах, совладельцами которых являются иностранные компании. Последним это было крайне выгодно: китайский рабочий сделал для тебя кроссовки за 5 евро, а ты их потом продаешь у себя на родине за 95. Поначалу казалось, что такой ход событий ничто не способно переменить: европейского потребителя крайне сложно заставить отказаться от привычных ему брендов и сопутствующих им передовых технологий. Наглядное тому подтверждение: откровенно слабые продажи китайских автомобилей и потребительской электроники в развитых западных странах. Тезис, будто китайская продукция, разрабатываемая их собственными инженерами, далека по технологиям от западных, не был лишен особого смысла. До недавних пор. Сейчас же Китай делает примерно то же самое, что делали японцы и корейцы пару десятилетий назад: они скупают технологически продвинутые компании, а вместе с ними — и их технологии.

Скоро и они будут не нужны: ни в одной стране мира нет столько студентов, получающих высшее образование, сколько их здесь. Но для начала, понятное, дело, нужен «рывок». И здесь опыт соседей Китая приходится как раз кстати.

В 2009 году на покупки зарубежных компаний китайское правительство выделило 46 млрд долларов. И цифры эти постоянно растут: в 2005 году сумма, выделенная на покупки, была меньше в пять раз. Та скорость и разнообразие активов, которые попадают под контроль Поднебесной, действительно поражают.

Ранее же Китай интересовался, в основном, исключительно сырьевыми активами. В конце прошлого года стало известно, что Китай пытается договориться с Нигерией о покупке у нее сразу нескольких месторождений нефти, в которых суммарно залегает 6 млрд баррелей. Чтобы было нагляднее: это шестая часть всех разведанных запасов «черного золота» в этой стране. Сумма сделки составит 30−50 млрд долларов.

Кроме этого, КНР активно пытается завладеть другими нефтяными компаниями, казахскими газовыми месторождениями, минералами в Судане, активно борется за богатства недр Африки. Не всегда, правда, дела идут «ровно»: австралийский горнодобывающий гигант Rio Tinto так и не продался Китаю — очевидно, из-за боязни капиталистического континента лишиться одного из своих стратегических активов. Дело закончилось в 2009 году дипломатическим скандалом: четырех сотрудников компании арестовали в Шанхае и посадили в тюрьму за «подозрения в шпионаже».

Но когда есть деньги, имидж особо не важен. Вот последнее тому подтверждение: в конце марта горнодобывающая компания East China Mineral Exploration and Development Bureau купила бразильское месторождение железной Руды upiter у Bemai Participacao e Administracao Ltda за 1,22 млрд долларов. Несколько ранее — в сентябре 2009 года — китайцам отошел контрольный пакет акций Weatherly International Plc, имеющей несколько рудников в Намибии.

Интересует Поднебесную, однако, не только сырье. В начале апреля стало известно, что китайская BYD Auto претендует на покупку торговой марки Maybach. Daimler, похоже, уже согласился. Оно и логично: немецко-американский концерн особо не развивал марку, продавая эти авто буквально «поштучно». BYD же всю свою историю специализировалась на производстве дешевых авто. Теперь, очевидно, ей понадобились технологии для выхода на северо-американский рынок «продвинутых» машин премиум-класса.

Нравится Китаю покупать и известнейшие компании, занимающиеся производством электроники. Приведем всего лишь два свежих примера. Тонущий американский холдинг AOL спешно избавляется от многих своих активов. Один из них — мессенджер для мгновенногоо обмена сообщениями ICQ. Среди претендентов на него называют «Яндекс» и Digital Sky Techologies, а также китайскую компанию Tencent. Последняя владеет самым популярным в мире мессенджером QQ, который, однако, популярен только в Китае.

Западный бренд позволил бы ему выйти на мировой рынок. Второй пример и вовсе слишком свеж: Lenovo, возможно, приобретет утопающую в долгах и кризисе новых идей компанию Palm. Китайцев, в общем-то, мало интересует неконкурентоспособность этой компании: для них важно, что этот бренд до сих пор имеет лояльных потребителей, а потому он позволит побороться за американский рынок коммуникаторов. Все необходимое для этого, кроме бренда, у Lenovo уже есть: ее коммуникаторы с большими сенсорными экранами уже вовсю продаются в Поднебесной. В частности, в их портфолио во второй половине 2010 года Android-коммуникатор LePhone, который может похвастаться 3,7-дюймовым дисплеем с разрешением 800×480 пикселей, модулями Wi-Fi, GPS и физической QWERTY-клавиатурой. Выглядит он вполне прилично, а стоить, скороее всего, будет неприлично дешево.

В ближайшее время, очевидно, Китай будет продолжать делать покупки еще более активно. Сейчас в стране имеется 2,4 трлн долларов свободных валютных резервов. КНР также проводит грамотную монетарную политику: она скупает доллары и американские государственные займы, благодаря чему курс юаня на мировых рынках не растет вопреки росту экономики. Это, в свою очередь, делает промышленность в других странах полностью неконкурентоспособной…

И, наконец, пугает финансистов всего мира то, с каким рвением Китай покупает облигации Международного валютного фонда. Первая эмиссия этих бумаг — и коммунисты из Поднебесной тут же скупают их на 50 млрд долларов. МВФ потратит эти деньги на помощь странам, серьезнее других пострадавших от кризиса. Фактически, все они теперь окажутся в долгу перед своими новыми «благодетелями». Китайские власти в последнее время все громче и громче выражают обеспокоенность резким ростом бюджетного дефицита США… Очевидно, их возгласы будут все заметнее. Миру приходится замечать Китай, как бы он ни хотел обратного…

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня