США продолжают нагнетать информационную обстановку вокруг России. Американский посол в Японии Рам Эмануэль в день так называемых «северных территорий» заявил о принадлежности Курильских островов Стране восходящего Солнца.
«США поддерживают позицию Японии по вопросу северных территорий и признают японский суверенитет над четырьмя спорными островами с 1950-х годов», — заявил он в видеопослании, размещенном в Twitter. Россия пренебрегает суверенитетом других стран, однако для Вашингтона это «не ново», сказал дипломат, напомнив об Украине. Впрочем, поиски компромисса для заключения мирного договора он поддержал.
Мирный договор Москва и Токио не могут заключить со времен Второй мировой войны. Камнем преткновения стали Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи, отошедшие по её итогам СССР, которые Япония считает своими. 7 февраля 1855 года, день подписания Симодского трактата, по которому эти острова стали принадлежать Японии, объявлен днём «северных территорий». На общенациональном митинге 7 февраля 2022 г. премьер-министр Японии Фумио Кисида вновь заявил о суверенитете своей страны над Южно-Курильскими островами и это, по его словам, является предметом переговоров с Россией.
Японские претензии поддерживаются Вашингтоном, но Москва неоднократно подчёркивала, что российский суверенитет над островами сомнению не подлежит. Однако США, видимо, решили внести очередную лепту в российско-японские отношения и, по информации агентства Киодо, призвали Токио рассмотреть вопрос об экономических санкциях в отношении России, если она вторгнется на Украину. Впрочем, пока в Японии решили повременить, опасаясь возможных последствий для российско-японского сотрудничества, а также для переговоров о мирном договоре.
Заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов считает, что США действуют вполне осознанно и фактически решают ряд задач.
— Первая — поддержка и дальнейшее вовлечение Японии в антикитайские и антироссийские союзы. По сути, Япония для США является ключевым игроком на Дальнем Востоке, и в рамках существования военного союза AUCUS, куда Япония пока не входит, и политического союза QUAD для США важно, чтобы Япония была в фарватере американской политики.
По сути, в отношении Японии применяется та же схема, что и в отношении Украины — это провоцирование на эскалацию конфликта как с Китаем, так и с Россией. В данном случае из-за «северных территорий», но в перспективе США рассчитывают, что Японию можно будет использовать в антикитайской политике.
В данном случае основная цель — манипуляция общественным мнением, политиками, для которых тема «северных территорий» болезненна. Поддержка японских претензий выполняет важную для американцев роль — драйвера в развитии проамериканской политики в Японии, а то, что это вызовет негативную реакцию в России американцев совершенно не интересует, поскольку отношения между США и Россией и так испорчены донельзя. Для США нет никаких ограничивающих обстоятельств, чтобы не высказываться в этом ключе.
Второй момент — это фактически второй фронт. В то время, когда внимание мировой общественности и России сконцентрировано на проблематике европейской безопасности, на западных границах России, США дают мощный сигнал и России, и миру относительно того, что существует и восточное направление, что Россия должна дифференцировать внимание, распылять силы и не забывать, что США могут напасть на Россию и с востока, а не только с запада.
Поскольку речь идёт о военно-политическом противостоянии США и России в ключе холодной войны, пока нет военных действий, тем не менее существует гибридная война, и США открывают второй фронт. На востоке недружественная Япония и недружественные США, которые поддерживают территориальные претензии в отношении России.
«СП»: — Поддастся ли Токио давлению Вашингтона и пойдёт ли на усиление санкций, чтобы продемонстрировать единство с США и в целом с Западом? Даже если это грозит ухудшением отношений с Москвой.
— В мире сложился стереотип о мирной послевоенной Японии, который в корне не верен. Япония входит в десятку стран, имеющих самые большие военные бюджеты, а курс правительства на милитаризацию, который мы наблюдаем последние десять лет, является очень устойчивым. Япония — абсолютно не мирная страна, более того, имеет серьёзные агрессивные амбиции.
В то же время японские политики прекрасно понимают, что никаких способов воздействия и давления на Россию у них нет, поэтому именно сила России и её позиция по отстаиванию территориальной целостности является мощным аргументов в отношении того, что конкретных действий по эскалации напряженности со стороны Японии всё-таки, думаю, ожидать не стоит. Однако антироссийская риторика японских политиков и государственных деятелей такой поддержкой со стороны США будет усилена и, вероятно, в ближайшее время эта риторика выйдет на новый уровень.
Кандидат исторических наук, доцент Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Евгений Османов напомнил, что после Крымских событий началась массовая истерия и введение санкций в отношении России. Япония как партнёр США вынуждена была присоединиться, но её санкции хоть и копировали американские, однако во многом были сглажены. Он напомнил, что японцы активно сотрудничали с Россией и не хотели нарушать сложившийся механизм, их санкции не повлияли на эконмические отношения двух стран.
— Полностью рушить то, что существует на сегодняшний день они не собираются. Думаю, Япония вынуждена будет присоединиться к новым санкциям. Японский МИД заявит, что поддержит американские санкции, но сравнивать варианты будет интересно. Уверен, что они будут сглаженные, обтекаемые, что позволит сохранить наработки и достижения в российско-японских отношениях. Япония себе могилу рыть не будет.
«СП»: — Япония упорствует в желании заключить мирный договор при условии передачи ей всех четырёх Южно-Курильских островов, однако последние поправки в Конституцию России это исключают. На что рассчитывают в Токио?
— По моему мнению, наличие территориальных разногласий с Россией является важным вектором может быть не столько внешней политики Японии, сколько внутренней. С помощью этого якобы территориального спора и претензий к России японское руководство хочет, прежде всего, показать своим гражданам, что японская внешняя политика самостоятельна, самодостаточна, что она якобы не очень зависит от США и Договора об обеспечении безопасности, который имеет место быть.
Если посмотреть на Японию и окружающие её страны, то на сегодняшний день у неё есть территориальные конфликты практически со всеми соседями: с Россией по Курильским островам, с Китаем по островам Сенкаку, с Южной Кореей по островам Лианкур, к этому и Вьетнам привязан. То есть со всеми есть некие тлеющие угольки напряженности. Эта напряженность была создана в послевоенное время не без помощи США, чтобы держать Японию в некой узде.
Решение территориальной проблемы с Россией, как мне представляется, невыгодно ни самим США, ни Японии, потому что с её помощью Япония успокаивает, в первую очередь, свою внутреннюю общественность, а США очень удобно могут выстраивать свою линию отношений с Японией.
Так называемые «северные территории» жизненного интереса для Японии не представляют. Если посмотреть даже на заселение северного острова Хоккайдо, то за исключением Саппоро, Хакодате остальная территория не густо заселена — там холодно, плохой климат. Переселяться на Курилы никто не будет. Можно вести речь и богатых биоресурсах (с точки зрения рыболовства, это интересные места), но японцы и так там рыбу ловят. Это чисто политический вопрос, в решении котором, в первую очередь США не заинтересованы.
«СП»: — Почему?
— Если гипотетически допустить, что Россия вдруг отдаст Японии эти острова, автоматически произойдет подписание мирного договора. Отношения между Россией и Японией начнут улучшаться.
Сейчас наш главный партнёр на Дальнем Востоке — Китай, и основная масса российских ресурсов, сырья идет напрямую в Китай, причём по очень демпинговым ценам. Это происходит, во-первых, потому что на Дальнем Востоке нет других конкурентов в борьбе за российские ресурсы, Япония оказывается на вторых ролях. Так где есть Китай, учитывая довольно сложные отношения между КНР и Японией, к российскому ресурсному пирогу Японию не очень допускают.
Если гипотетически отношения между Россией и Японией улучшаются, то Япония начинает в России восприниматься самостоятельным игроком, и она будет оттягивать на себя часть российских ресурсов. Эта конкуренция между Японией и Китаем за российские ресурсы в определенной степени поднимет закупочные цены на сырьё, диверсифицирует в некоторой степени поставки из России
Если посмотреть на последние 30−35 лет, то именно США ставили палки в колеса российско-японских взаимоотношений. Плюс наличие территориальной проблемы объясняет японцам необходимость наличия Договора об обеспечении безопасности, который в современных условиях по большому счёту не очень и нужен, но удобен США. По нему Япония берет на себя практически все расходы по содержанию огромных сил США — пресловутых американских военных баз на своей территории.
Наличие этих баз и якобы необходимость защиты американцами суверенитета Японии диктуется как раз тем, что Япония якобы находится в окружении стран, с которыми может потенциально возникнуть конфликт. Если не будет этих проблемных точек, то от кого Японию защищать, если это мирное государство, у которого нет никаких претензий ни к кому? И зачем тогда там американские базы? И так сейчас в японском обществе идут жёсткие дискуссии относительного того, насколько Япония самостоятельна, зачем ей нужны американские базы. Это очень хорошая ниточка, за которую можно дёргать в нужный момент.