Эта неделя началась с прифронтовых сводок Армии Обороны Нагорно-Карабахской республики: на границе вновь активизировались ВВС Азербайджана. Боевые самолеты и самолеты-беспилотники проводили разведывательные полеты вдоль приграничной территории.
По данным Military Balance, Азербайджан и Армения тратят уже около 4% своего ВВП на оборону. Это при том, что такие державы, как США, Франция на оборону отдают обычно не более 2% ВВП. На языке цифр это означет лишь одно: Армения и Азербайджан готовятся к войне. Карабахский военный конфликт, который потух в начале 90-х годов, может вспыхнуть с невиданной силой.
О том, что в ближайшие годы Нагорный Карабах вспыхнет вновь, и из локального конфликта может перерасти в международный, военные аналитики пишут весь последний год. Армения немного напряжена, а президент Азербайджана Ильхам Алиев словно нарочно пытается уверить всех на свете в том, что — да, его намерения самые серьезные.
«Азербайджан восстановит свою территориальную целостность, Нагорный Карабах — это наша родная, исконная земля. Нынешнее армянское государство образовано на исторических азербайджанских землях. Иреванское ханство, Зангезурский махал — это наши исторические земли», — громко выступил Алиев в очередной раз 7 ноября на церемонии прощания с азербайджанскими военнослужащими Мубаризом Ибрагимовым и Фаридом Ахмедовым, которые в июне 2010-го совершили вооруженную вылазку — «попытку прорыва» на территорию Нагорного Карабаха. Родину с другой стороны защищал ветхозаветный дедушка — 81-летний Гавруша Рустамян. Стороны в итоге обменялись трупами, а азербайджанские патриоты (партизаны? диверсанты?) стали в Азербайджане национальными героями.
Последние предвыборные кампании Ильхам Алиев строит исключительно на воинственной риторике. Но не просто говорит — делает. Военный бюджет Азербайджана уже превысил весь годовой бюджет Армении. Алиев бряцает мечом, но из ножен все же доставать его пока не спешит.
«Это потому, что втягивать маленький Азербайджан в большую войну — рискованная затея. Предыдущий опыт и поражение Азербайджана показали, что количественный перевес — это не главное в войне. Пока война с Арменией — это идея для внутреннего пользования. Это напускная воинственность, потому что если такой большой бюджет и такая вооруженная армия — что мешало напасть до сих пор?», — говорит в интеревью «Свободной прессе» Манвел Саркисян, эксперт Армянского центра национальных и стратегических исследований. — «Региональные державы не начнут эту войну без одобрения — гласного или негласного — мировых держав, прежде всего России и США. Здесь если и столкнутся чьи интересы, так это будут интересы крупных игроков».
Но пока официально все страны-игроки публично заявляют о попытке мирного урегулирования вопроса. Мир любой ценой.
В конце октября в Астрахани Медведев собирал президента Азербайджана Алиева и президента Армении Сержа Саргсяна для того, чтобы «решить проблему мирного урегулирования карабахского конфликта». «Ребята, давайте жить дружно!» — сказал Медведев, успокоив Армению тем, что она входит в ОДКБ и что если чего — наши военные базы в Армении. А в то же самое время многострадальные российские ракетно-зенитные установки С 300, так и не доехавшие до Ирана, отправились спецрейсом в Азербайджан. Из тайной дипломатии уже давно никто не делает никаких тайн.
— Эти установки — они вообще-то для обороны, — считает эксперт Института стратегических исследований Сергей Ермаков.
«СП»: — Но именно Азербайджан выступает в роли агрессора, от кого же ему обороняться?
— Азербайджан нам не враг, и почему бы нам не продать ему С 300, если они ему нужны? Россия — об этом заявил и президент Медведев и министр иностранных дел Лавров — за мир в этом регионе.
Джон Фридман, глава «теневого ЦРУ», самого влиятельного аналитического центра США — фонда Stratfor — пишет:
— У Соединенных Штатов есть возможность наладить выгодные отношения с Азербайджаном, которые передадут в руки США один из источников нефти для Турции. Более того, Азербайджан — это платформа, с помощью которой Вашингтон может доставлять неудобства иранцам, или же использовать ее для проведения переговоров с Тегераном.
Нефть, газ и уникальное геополитическое расположение Азербайджана ставят в очень трудную ситуацию ее президента, Ильхама Алиева, который уже оказался в очень непростой ситуации, пытаясь сидеть сразу на двух стульях — российском и американском. Аналитики считают, что Алиев — опытный политик, и сможет вести правильную игру, балансируя. Однако судьба другого «балансирующего» на постоветском пространстве — президента Киргизии Бакиева — показывает, что игра на два поля может привести к плачевным последствиям. Россия, облизываясь, смотрит на каспийскую нефть и предлагает оптом скупать весь газ, а Америка мыслит еще более масштабно. Алиеву не позавидуешь.
Какой бы сложной не казалась сторонним наблюдателям политика этого региона, ее значение для Соединенных Штатов очевидным образом растет. Можно сказать так: мир ничего не знал о Боснии и Косово, пока там не случилась война. Нагорный Карабах, Южная Осетия и Абхазия равным образом безвестны сегодня. Но они не останутся безвестными, если только не предпринять стратегические действия, — считает Фридман.
В общем, не переключайтесь. При вовлеченности таких крупных игроков в «мирном урегулировании» карабахского вопроса не приходится сомневаться.