четверг, 18 апреля
совместно с Жэньминь жибао
В мире / Китай сегодня
19 мая 2022 07:51

Сделано в Китае: Суперкомпьютеры, скоростные поезда, самолёты

Поднебесная становится лидером в самых высокотехнологичных областях

3605
Сделано в Китае: Суперкомпьютеры, скоростные поезда, самолёты
Фото: AP/TASS

Не так давно солидная газета Financial Times ошеломила своих читателей «новостью»: Китай вышел в мировые лидеры по созданию суперкомпьютеров. Издание конкретизирует: Поднебесная находится на пути к построению целого поколения самых передовых суперкомпьютеров, превосходящих все, что используется в других странах.

«Развитие китайской программы создания суперкомпьютеров, которая насчитывает около двух десятилетий, привело к ошеломляющей ситуации, когда Китай теперь лидирует в мире в этой области», — цитирует газета известного американского эксперта по суперкомпьютерам Джека Донгарра.

По мнению американского специалиста, эти успехи выглядят особенно впечатляющими, если учесть, что они достигнуты самостоятельно, с помощью китайских ученых и китайских технологий. И программа создания собственных суперкомпьютеров была развернута после того, как США перекрыли экспорт в Китай технологий и оборудования, а также запретили американцам сотрудничать с Китаем в этой сфере.

Читайте также
Одесса: «Калибры» сделали Затоку непреодолимой для украинского потока «крови войны» Одесса: «Калибры» сделали Затоку непреодолимой для украинского потока «крови войны» На регулярное разрушение небольшого моста через Днестровский лиман Россия тратит немалые деньги. Но Киеву это обходится еще дороже

Ну, собственно, FT своей новостью «открыла Америку». Они там за океаном, видимо, настолько уверовали в свое превосходство, что не допускают, что кто-то может оказаться умнее и эффективнее, и наплевать на их санкции.

Между тем, еще в 2018 году в Пекине в интервью автору этой заметки помощник министра иностранных КНР, а ныне посол Китая в России Чжан Ханьхуэй рассказал, что его страна овладела всеми технологиями создания суперкомпьютеров и построила такие машины, которых нет ни у кого в мире.

«Это отличный пример бесполезности санкций, которые вводят США против Китая, — сказал посол Чжан. — После того, как американцы наложили санкции на продажу КНР критического оборудования и технологий для суперкомпьютеров, в нашей стране была развернута соответствующая отечественная программа, которая привела к лидерству Китая в этой области».

Теперь из 500 самых мощных компьютеров мира 186 принадлежат КНР, у США таких машин всего 123. «Теперь, Китай может занять лидирующие позиции в области больших вычислений на долгие годы», — делает вывод газета FT.

А это означает, что КНР выходит в лидеры во всех областях, где применяются суперкомпьютеры: моделирование очень сложных систем, в том числе моделей изменения климата, последствий ядерных взрывов, а также ядерные исследования, искусственный интеллект и так далее. Не секрет, что с помощью таких машин можно моделировать ядерные взрывы, обходясь без испытаний ядерных устройств. Суперкомпьютеры применяются в шифровании и дешифровке, а также во многих других высокотехнологичных сферах.

Это хороший пример и для России, который заставляет задуматься, а сможем ли мы также легко преодолеть санкции и вырваться вперед в каких-то прорывных технологиях? Да, просто создать, наконец, по-настоящему свой пассажирский самолет?

15 мая китайские СМИ продемонстрировали первый полет серийного китайского среднемагистрального самолёта C919. Лайнер находился в воздухе три часа и выполнил всю программу испытательного полета. Вскоре прошедший лётные испытания серийный экземпляр под номером B-001J будет передан авиаперевозчику China Eastern. Ранее эта авиакомпания заключила контракт на закупку пяти самолётов C919 для внутренних рейсов в Китае. А за C919 уже выстроилась очередь из китайских и зарубежных компаний.

Как известно, самолёт C919 разработан китайской корпорацией COMAC для конкуренции с пассажирскими самолётами средней дальности Airbus A320, Boeing 737 MAX и российским МС-21. Модель C919 имеет до 158 посадочных мест, максимальная дальность полёта составляет 5555 км.

Интересно, что COMAC — Китайская государственная компания по производству авиакосмической техники — очень молодая структура. Она создана 11 мая 2008 года при участии центрального правительства КНР и правительства Шанхая. И вот ее детище (да еще какое!) уже начинает коммерческую эксплуатацию. Причем, мы говорим о стране, где никогда ранее не строили пассажирские самолеты, да еще таких классов. А ведь авиастроение считается чуть ли не вершиной технологического и промышленного уровня развития страны.

А что с нашим МС-21? Опустим вехи трудной судьбы этого авиалайнера (проблемы с авионикой, композитными материалами, двигателями и так далее). Его создание было начато в 2007 году. Не далее, как 18 мая 2022 года генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов на встрече с президентом России Владимиром Путиным доложил, что первые серийные экземпляры машины поднимутся в воздух в 2024 году. Но поднимутся ли?

17 мая китайское агентство Синьхуа сообщило, что рабочая скорость высокоскоростной железной дороги, соединяющей Пекин с Гуанчжоу, в июне будет увеличена до 350 км/ч. Она станет пятой высокоскоростной железной дорогой в Китае, работающей на такой скорости. Расстояние в почти 2 тыс. километров до Гуанчжоу такой поезд преодолевает менее, чем за 8 часов.

Следует напомнить, что в Китае построены и активно эксплуатируются скоростные железнодорожные магистрали протяженностью около 32 тыс. километров, строятся новые. По ним летают скоростные локомотивы разработанные и построенные в КНР. Неоднократно сам ездил по таким дорогам и даже бывал на потрясающем заводе в Циндао, где эти поезда строят. Они именно летают (другого слова не подберешь), потому что их обычная крейсерская скорость 250−300 километров в час. А вот на пяти дорогах уже и 350 километров в час.

Читайте также
Черное море: Россия предупредила Киев и Лондон – не вздумайте соваться на нефтяные платформы   Черное море: Россия предупредила Киев и Лондон — не вздумайте соваться на нефтяные платформы Нападение на буровые установки может закончиться техногенной катастрофой

Китайцы долго уговаривали нас заняться развитием скоростного железнодорожного движения. Готовы были для начала выдать кредит 600 млрд рублей на постройку скоростной железной дороги Москва-Казань и далее до границы с КНР. Но при условии, что мы используем их составы и некоторые другие технологии. Не сложилось. Хотя у нас было потрачено немало денег на разработку этой дороги. Российское правительство сочло проект слишком затратным и нерентабельным. Хотя можно ли измерять только деньгами развитие страны, ее инфраструктуры?

По части строительства локомотивов мы предпочли сотрудничество с немцами и французами, но ни одной высокоскоростной дороги так и не построили. А ведь могли бы это сделать, используя золотовалютный запас, который теперь подарен нашим западным «партнерам».

Можно назвать еще немало высокотехнологичных областей, в которых Китай вышел в мировые лидеры. Это строительство ядерных реакторов, квантовые вычисления, свербольшие телескопы, сети связи 5G-6G, искусственный интеллект и многое другое. На прошлой неделе очередной китайский грузовой космический корабль пристыковался к китайской национальной космической станции. То есть Китай освоил и все космические технологии, включая орбитальные, межорбитальные, полеты к другим планетам. Может быть, пока не поздно нам попытаться перестать смотреть свысока на Китай и наладить сотрудничество в этих сферах?

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня