Западу нельзя доверять, особенно в том, что касается политики, заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Он объяснил это тем, что, Греция на вопрос, зачем нужно было создавать американские базы, отвечает, что «против России». «А что вы сделали для Украины против России? Их слова полны лжи», — сказал турецкий лидер.
Интересно, при чем тут Россия? Похоже, Эрдоган опасается, что эти базы против Турции. То есть он уде не считает себя частью коллективного Запада и готов к серьезному конфликту с ним?
— Между Турцией и Грецией серьёзный конфликт, — поясняет доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Не только исторический, но и территориальный. Поэтому Эрдогану категорически не нравится, когда ряд стран Запада делает шаги в сторону Греции. Когда США и ЕС укрепляют греческую обороноспособность. Эрдоган прекрасно понимает, что его агрессивные действия против Запада могут привести к созданию коалиции против него.
«СП»: — При чем тут Украина? Эрдогану очень надо, чтобы греки что-то сделали против России?
— Нет. Дело в том, что США собираются укреплять свои позиции в Греции для якобы помощи Украине и сдерживания России. Собственно, Эрдоган и спрашивает, а что такого Греция сделала сама для сдерживания России? Почему США считают Грецию важным рубежом сдерживания Москвы?
«СП»: — Кстати, для Турции опасна сама ситуация возможного столкновения НАТО с Россией в регионе? Эрдогана это беспокоит?
— Эрдогана это не беспокоит, его это очень пугает. Ведь в этой ситуации Турция вынуждена будет прекратить свою стратегию маневрирования и сделать выбор. Либо она с НАТО и становится одной из первых целей для России, либо она с Россией и окончательно становится чужой для Запада. Это выбор из двух плохих вариантов. Эрдоган его делать категорически не хочет.
«СП»: — Будет ли он требовать убрать эти базы в числе условий для допуска Финляндии и Швеции в НАТО?
— Думаю, что нет. Этот вопрос не касается напрямую Швеции и Финляндии. Кроме того, уже нынешние условия, выдвинутые Турцией в адрес Стокгольма и Хельсинки, являются практически невыполнимыми
«СП»: — Насколько сейчас, по-вашему, отношения Запада и Турции находятся на пике обострения? Как далеко это все может зайти?
— Отношения между Турцией и Европой системно плохие. Стороны слишком далеки друг от друга, и вряд ли найдут общий язык. С другой стороны, ни Турции, ни Евросоюзу не нужен полный разрыв отношений. Поэтому они будут поддерживать его на нынешнем уровне управляемой конфликтности
«СП»: — По-вашему, проблема раскола Турции с Западом в личности Эрдогана? При другом президенте все вернется на круги своя?
— В начале это действительно была личность Эрдогана. Но за время своего правления турецкий лидер изменил турецкое население. Скорее всего, следующий лидер Турции будет точно так же ориентироваться на турецкий национализм и на турецкие амбиции. Европа же системно не готова понять, что есть суверенные страны, которые хотят жить по-своему.
— Во-первых, вероятно, Реджеп Эрдоган считает, что в случае очередного усиления напряженности между Турцией и Грецией появление на территории последней новых баз США даст Вашингтону больше инструментов давления на Анкару, — отмечает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Как известно, отношения Анкары и Афин и сейчас весьма сложные — вспомним хотя бы требования Турции по поводу демилитаризации ряда греческих островов в восточной части Эгейского моря.
Во-вторых, чем шире сеть американских баз в Греции, тем больше зон на территории этой страны, которые Анкаре уже сложнее будет объявить потенциальными точками для нанесения ударов, не рискуя пойти на конфликт с Вашингтоном. То есть, у Анкары, в таком случае, сократятся возможности для давления на Афины.
В-третьих, появление новых военных баз США в Греции могло бы означать дополнительное изменение баланса в рамках работы Вашингтона с регионом в пользу отношений с Афинами. Можно вспомнить, насколько прохладную реакцию Анкары в мае 2022 года вызвал визит греческого премьера Кириакоса Мицотакиса в США и ряд задевающих интересы Турции заявлений, которые сделал там этот политик.
«СП»: — А если они и против России? Это для Турции не опасно?
— С точки зрения интересов Турции — скорее, Анкаре невыгодно, что у США могут появиться новые возможности для демонстрации своего военного присутствия в Юго-Восточной Европе и в зоне досягаемости Черноморского региона. Использование объектов в том же греческом порту Александруполис, как напоминал в свое время министр национальной обороны Греции Никос Панайотопулос, может упростить для США задачи по переброске войск в целый ряд стран этого региона, включая Украину. Это может ослабить переговорные позиции Турции в диалоге с США.
«СП»: — Эрдоган под Западом имеет в виду кого-то конкретно? Он на кого-то обижен?
— Скорее, это заявление Эрдогана отражает и сложности в отношениях с США, и затянувшиеся переговоры с Финляндией и Швецией, которые, по крайней мере, на публичном уровне, не спешат соглашаться на все требования Анкары.
«СП»: — Как далеко может зайти этот раскол? Американцы вновь попытаются сковырнуть Эрдогана? Турция выйдет из НАТО?
— В 2023 году Турцию ожидают президентские и парламентские выборы. Между тем, ряд опросов демонстрирует довольно высокий уровень неодобрения деятельности действующего турецкого лидера со стороны заметной части сограждан. Понятно, что США как минимум попытаются добиться максимальный уступок от Реджепа Эрдогана в период, когда он будет наиболее уязвим с точки зрения внутриполитических рисков.
В свою очередь, как показывает опыт, действующий турецкий президент в такие периоды максимально усиливает внешнеполитическую активность, чтобы иметь больше возможностей для политического торга, в том числе, с США. Так что конец 2022—2023 года могут стать сложным периодом в отношениях Анкары и Вашингтона, но тут много нюансов. Например, более сложная экономическая ситуация в Турции может, при определенных обстоятельствах, привести и к стремлению Эрдогана к более активному поиску компромиссов в отношениях с ведущими западными игроками.
С другой стороны, если по любым причинам позиции России в том же Черноморском регионе в это время будут достаточно сильны, это может подталкивать уже США к более компромиссной линии в отношениях с Турцией.