четверг, 28 марта
совместно с Жэньминь жибао
В мире / Китай сегодня
3 февраля 2023 19:26

Китайские ученые создали «нанобомбу», которая взорвет раковые клетки

Благодаря Поднебесной, человечество сможет победить онкологию

12004
Китайские ученые создали “нанобомбу”, которая взорвет раковые клетки
Фото: Ma Xiping/XinHua/Global Look Press

Гигантский скачок в лечении рака сделали китайские онкологи. Они придумали несколько новых технологий, как можно бороться с раковыми опухолями на биохимическом уровне.

Опухоли будут «взрывать» сами себя, превращая в лекарство для других

Одни из лучших онкологов в Китае работают в Школе биологических наук и медицинской инженерии Юго-восточного университета. Исследовательскую группу возглавляет профессор Ву Фугэнь, который недавно был включен в список 100 тысяч лучших ученых мира.

Лаборатория была создана в 2013 году — и с тех пор команда онкологов опубликовала больше сотни научных статей в ведущих журналах планеты. Последняя же публикация стала по-настоящему революционной: команда профессора Ву предложила уничтожать раковые клетки с помощью так называемых «нанобомб».

Такая «нанобомба» способна разрушать раковые клетки, превращая из в микроскопические пузырьки. То есть такая клетка попросту переваривает саму себя. Такой необычный эффект коллеги профессора Ву открыли случайно. Они вводили лабораторным животным в небольшие опухоли нанолекарство, состоящее из гиалуроновой кислоты, дендримера, доксорубицина и ингибитора тирозинкиназы.

Читайте также
Геннадий Зюганов: Мы не дали люстрировать миллионы коммунистов и бросать их в застенки за инакомыслие Геннадий Зюганов: Мы не дали люстрировать миллионы коммунистов и бросать их в застенки за инакомыслие К 30-летию возрождения Компартии России

Но и это еще не все. Раковые клетки распадаются до мельчайших однородных пузырьков — а в каждом из них остаются антигены. Затем на основе этих антигенов можно делать противораковые вакцины. То есть раковый больной с помощью нового лекарства не только излечится сам, но и создаст лекарства для лечения других.

Процесс приготовления противораковых вакцин сложен и труден. А если их удастся получать прямо из «взорванной» опухоли — это перевернет фактически всю фармакологию. Ведь полученные из «взорвавшихся» раковых клеток микропузырьки не содержат никаких лекарств, а выход биоматериала крайне высок.

Более 60% массы опухоли можно легко преобразовать в противораковую вакцину — и применят у других пациентов. Причем такая вакцина, похоже, может стать лекарством для настоящего лечения рака — все вакцины, которые известны сейчас, занимаются лишь профилактикой рака.

Эксперименты, правда, пока провели на лабораторных мышках. И оказалось, что мыши, вылеченные с помощью «нанобомбы», имеют сильнейший эффект иммунной памяти. То есть иммунная система не позволит опухоли рецидивировать.

Команда Ву Фугэнь опубликовала свои результаты в одном из главных научных журналов планеты — Nature. Ученые надеются, что очень скоро смогут проверить свои наработки в клинических условиях, а не только на мышках. А затем и поставить новые противораковые вакцины на конвейер.

Раковые метастазы отучат от «бега» по лимфе с помощью биохимии

Онкологическая клиника Фуданьского университета — такой же продвинутый центр изучения рака, как и Юго-восточный университет. Ученые из Шанхая добились того, что их достижения включены в самые авторитетные руководства в США и Европе. Ну и, конечно, в самой Китайской противораковой ассоциации работы из Фуданя стали основой для разработки клинических стандартов.

Читайте также
Китайский брак – дело тонкое. Как женятся в Поднебесной Китайский брак — дело тонкое. Как женятся в Поднебесной Закончившаяся неделя празднования Нового года по Лунному календарю обычно сопровождается бумом свадеб. Но сначала надо найти и уговорить невесту…

И вот шанхайские онкологи отчитались о новых прорывах. Профессор Ю Кед нашел биохимические маркеры, которые позволят на самой ранней стадии выявлять метастазы в лимфатические узлы при раке молочной железы.

В будущем этот путь можно будет использовать клинически для выявления пациентов с риском метастазирования и разработки конкретных лекарств. Исследование тем более важное, поскольку благодаря успехам онкологии рак молочной железы стал раком с относительно хорошим прогнозом среди опухолей. Фактически, сейчас это не смертельный диагноз, а предотвратимое и излечимое хроническое заболевание.

По оценке профессора Шао Чжиминя из Фуданьского университета, около 30% пациентов (причем патология может быть и у мужчин) имеют метастазы. Чем больше метастазов — тем ниже выживаемость. Именно поэтому так важно выявлять метастазы как можно раньше.

— Клинические исследователи пытаются выяснить механизм «бега» раковых клеток в лимфатические узлы и другие органы, а затем найти лекарства, которые могут замедлить этот «бег», — рассказывает профессор Шао Чжиминь.

С этой целью команда Ю Кеда сотрудничала с исследователями из онкологического госпиталя при Харбинском медицинском университете и Первого дочернего госпиталя Китайского медицинского университета. Два года ученые проводили секвенирование (биохимический анализ) отдельных клеток, а затем строили математическую модель их «бега».

В базу данных ученые внесли уникальные характеристики 70 тысяч клеток. И на основе этой клеточной библиотеки определили подгруппы ранних метастазов рака молочной железы. Никто в мире ранее такую масштабную работу не делал.

И вот что ученые выяснили.

В метастазы отправляются клетки, которые находятся стыке опухолевой и нормальной ткани. Значит, именно эта пограничная зона должна занимать более важное место в процессе лечения опухоли. Чтобы как можно раньше предотвратить метастазирование.

Когда метастатические клетки рака «бегут» в лимфоузлы, у них меняется биохимия. И это открывает для ученых возможность создать лекарства, которые будут поражать конкретно метастазирующие клетки. В идеале можно не просто замедлить появление метастазов, но даже обратить этот процесс вспять.