Китай обогнал Америку. Скоро на Луне и Марсе появится «маленький Пекин»
Поднебесная всего через несколько десятилетий построит космические города
Первой станцией на Луне будет китайская. Пекин уже обошел в космической гонке США, зато будет партнерствовать с Москвой. Лунная станция позволит добывать ресурсы, которых уже не хватает истощенной человечеством Земле. Также китайцы осваивают Красную планету, где выходит из долгой вынужденной спячки марсоход Zhurong.
Китайцы открыли на Марсе неисчерпаемое «хранилище тепла»
Китайский марсоход должен скоро включиться и продолжить исследование местности. В спячке ровер Zhurong был с мая 2022 года. Поначалу предполагалось, что марсоход автономно возобновит работу в декабре прошлого года — примерно во время северного весеннего равноденствия на Марсе, когда температура и условия освещения наиболее благоприятны для транспортного средства, работающего на солнечных батареях.
Однако сроки запуска пришлось отложить до летнего сезона, говорит профессор Института космических наук Университета науки и технологий Макао Йи Сюй. Летом марсоход получит больше солнечного света, и он вернется к миссии.
И даже если этого не произойдет, марсианскую миссию Китая можно считать крайне успешной. Zhurong уже намного превысил запланированный срок службы — он выполнил все научные задачи, передав на Землю нужные изображения.
Главное же, что благодаря Zhurong китайцы получат в распоряжение абсолютно новые энергетические технологии. У марсохода нет радиоизотопного нагревателя, как у других космических роверов, включая китайский Yutu, благодаря которому он независим от солнечного света.
Зато у Zhurong есть другая технологическая «фишка» — это вещество ундекан, которое может накапливать тепловую энергию. Устроена эта система, разработанная китайскими инженерами, так.
На верхней панели Zhurong есть два круглых окошка для сбора тепла, которые закрыты полиамидов. Это вещество прозрачно для солнечного света, но не пропускает инфракрасное излучение, что создает внутри ровера тепличный эффект.
Солнечный свет падает на батареи с ундеканом в течение всего марсианского дня. Материал имеет температуру плавления -26°C и когда наступает марсианская ночь, ундекан тает и отдает около 80% поступающей солнечной энергии обратно в марсоход в виде тепла. Для сравнения: солнечные панели марсохода, сделанные на основе арсенида галлия, имеют КПД всего 30% (и это даже при том, что батареи ровера оптимизированы для учета спектра света именно на поверхности Марса).
Так что по итогам марсианской миссии ундекан может получить распространение и в земной экономике. Вещество уникальное, которое можно применять, скажем, для отопления антарктических станций или обогрева домов в высокогорьях.
Китайцы обогнали американский Artemis уже на несколько лет
Китайцы готовятся не только полететь на Марс, но и создать на Луне исследовательскую станцию. Отсюда будут вести наблюдение за Землей, а также учиться добывать лунные ресурсы (в том числе лунные минералы), говорит в интервью изданию China Science Daily глава отдела исследования Луны и дальнего космоса Китайской академии наук профессор Цзоу Юнляо,
Станция может заработать уже к 2028 году — на первом этапе она будет сугубо китайской, а затем ее расширят до международной. Ученые хотят изучать эволюцию Луны и звезд.
На станции будут проводить и другие научные эксперименты: например, выращивать растенияв6 водоросли и микроорганизмы.
Китай, конечно, не единственная страна, которая включилась в лунную гонку. Уж больно привлекательным выглядит спутник: Цзоу Юнляо говорит, что создание лунной станции — важнейшая задача для мировой космической программы.
Американцы, например, в 2017 году запустили программу Artemis, цель которой — отправить людей на Луну. В рамках программы стоимостью $35 млрд первый, тестовый, корабль отправился в конце 2022 года. Первый корабль с экипажем должен высадиться на лунной поверхности не раньше 2025 года — к тому времени, когда китайцы вместе с Россией уже начнут строительство лунной станции;
Сейчас китайские инженеры решают, где именно разместится станция. Критериев выбора два — научные и инженерные. Инженерные ограничения включают такие соображения, как освещенность участка и его доступность, чтобы отсюда исследователи могли легко доехать до других частей Луны.
Научные ограничения — это температура, содержание водорода и наличие под поверхностью водяного льда.
Масса преимуществ есть у южного полюса Луны. Здесь плоская поверхность, а нескольких редких кратерах постоянная температура. Эти кратеры также, скорее всего, содержат наибольшие залежи замерзшей воды — а для ученых это крайне важно.
Неподалеку расположен один из крупнейших кратеров «Южный полюс — Эйткен». Изучая почву в кратере, можно ответить на давно мучающие ученых вопросы о раннем формировании самой Луны и Солнечной системы.
Для точного выбора места Китай планирует отправить на Луну роботов-исследователей. Миссия Chang’e-6 доставит на Землю образцы грунта именно с южного полюса.
Следующий полет Chang’e-7 позволит уже подробнее исследовать южный полюс Луны, а Chang’e-8 апробирует технологий, которые будут жизненно важны при строительстве там базы. Как, например, перерабатывать лунный водород в энергию.