среда, 24 апреля
совместно с Жэньминь жибао
В мире / Китай сегодня
27 мая 2023 17:51

Как заработать миллиард за пять минут и не сесть в тюрьму

Россия использовала опыт Китая в регулировании блогосферы, но с опозданием на несколько лет

2650
Как заработать миллиард за пять минут и не сесть в тюрьму
Фото: Олег Елков/ТАСС

Недавние истории с претензиями налоговиков к некоторым российским блогерам показали, что эта сфера у нас не отрегулирована. Роскошная жизнь за счет недоплат в бюджет, навешивание лапши на уши доверчивой публике, эксплуатация ложных установок к мгновенному «успеху», непрофессиональные советы в тех областях, где юные еще совсем люди, не обладающие опытом, пытаются быть авторитетами для десятков и сотен тысяч. Все это характерные приметы российского блогерства, которое мало чем отличается от финансовых пирамид и так называемых коучей, тренеров, по-нашему.

Скандалы с вдруг ставшими суперзнаменитыми лерчиками (Валерия Чекалина) и прочими блиновскими, митрошиными показали, что можно, особо не «парясь», ворочать миллиардами и нагревать государство почище некоторых крупных компаний. Не будем вдаваться в то, кто в этом виноват. Очевидно, что с этим надо было давно что-то делать. И что делать, было давно понятно, хотя бы на примере Китая.

Там стримеры и прочие инфлюэнсеры (то есть имеющие влияние на интернет-аудиторию люди) уже давно зарабатывали деньги, куда даже большие, чем в России. В Китае интернет-аудитория в десять раз больше, чем в России, и рынок примерно во столько же крупнее.

Читайте также
Китайские суперкоровы и чудо-картофель: Пекин накормит еще несколько миллиардов человек    Китайские суперкоровы и чудо-картофель: Пекин накормит еще несколько миллиардов человек Генетики Поднебесной творят чудеса для жителей Земли

Еще три-четыре года тому назад блогеры в Китае зарабатывали миллиарды в день. Делалось это примерно также, как и нас: через прямые эфиры, интернет-продажи, различного вида рекламу. Всевозможные бьюти-блогеры, наставники по правильному питанию и образу жизни пудрили мозги аудитории не хуже и даже эффективнее чем у нас.

Эксперты объясняли это высоким уровнем развития в стране электронной коммерции, а также особенностями китайского менталитета. Способствовала такому развитию пандемия, которая ускорила массовый рост онлайн-продаж. Ныне через интернет в КНР покупки делают 80 процентов пользователей.

Китайский интернет и традиционные СМИ облетали фантастические истории про то, как «имеющие влияние на публику» длинноногие и насиликоненные красотки продавали за 10 минут 100 автомобилей Mini Cooper, а набриолиненные и накаченные китайские мальчики впаривали своим фанаткам чудо-сковородки по баснословной цене.

В I квартале 2021 года, продажи через интернет в Китае достигли $1,65 трлн (10,5 трлн юаней), что сопоставимо с ВВП России за весь 2020 год. Как и у нас, китайские блогеры постоянно подогревают интерес аудитории, рассказывая не только о товарах, но и подробности своей личной жизни. А там столько интересного, и столько народу на это все глазеет!

Например, активная аудитория одного только Douyin (китайской версии TikTok) в месяц насчитывает около 475 млн человек — почти в 1,5 раза больше, чем все население США. Платформа Taobao Live ежемесячно собирает 700 млн активных пользователей. Количество просмотров одного стрима может достигать 250 млн, что почти в два раза больше всего населения России. Сколько тут можно наварить?! Ни одной Лерчик и не снилось.

Появились даже специальные термины — «ванхуны» и «ванхун-экономика».

Ванхуны — это китайские блогеры, которые зарабатывают на хлеб с маслом, рассказывая про свой опыт использования разных товаров через свои аккаунты в социальных сетях или в прямых эфирах на онлайн-платформах. По жанру эти эфиры больше всего напоминают «магазины на диване», которые были популярны в России в начале 90-х. Блогеры так же, как и ведущие «магазина на диване», расхваливают товар и показывают, как им пользоваться. Купите немедленно, иначе товар закончится! Шутки-шутками, но, между прочим, в 2020 году через социальные сети этим ванхунам удалось продать товаров на $242 млрд, что в 10 раз превышает объем выручки от интернет-коммерции в США.

Дальше — больше. В августе 2021 года, когда китайцы по большей части сидели в локдаунах, один из самых прибыльных ванхунов, Viya, продала 30,9 млн товаров на $560 млн (3,55 млрд юаней) (для того, чтобы посчитать в рублях, умножайте на 10). А «король губной помады» Ли Цзяци — на $400 млн (2,5 млрд юаней). Ли Цзяци, которого еще называют Остин Ли, в октябре того же года установил рекорд, продав за 12-часовой эфир товаров на $1,8 млрд во время распродаж накануне Дня холостяка.

Viya на том же азиатском аналоге «черной пятницы» продала за 14 часов товаров на $1,3 млрд. Отчисления исполнителям от этих продаж тоже нехилые, но в рамках закона. Российские блогеры в том же году тоже стригли купоны, хоть и не такие обильные: в 2021 году они в совокупности, по оценкам экспертов, заработали $225−250 млн (16,5−18,5 млрд рублей).

Но довольно быстро эта «лафа» у китайцев закончилась. С одной стороны, производители товаров нашли новые формы общения с аудиторией — напрямую, минуя сомнительных посредников. С другой — государственные органы активно воспользовались своим правом регулирования.

Но для начала поработали сами соцсети. Так, центр безопасности WeChat (крупнейшей соцсети в Китае) в июне 2021 года выпустил инструкцию, включающую более 70 «распространенных нарушений», которые были обнаружены в ходе ежедневного мониторинга прямых эфиров, и призвал ведущих вести себя прилично.

В частности, не ковыряться в носу и не использовать «вульгарные» выражения и действия. Также была запрещена демонстрация татуировок, ведение стрима в одном нижнем белье, в бикини или банном полотенце. И конечно, рекомендовано не трогать политику, а также религию «в целях наживы». А тех, кто не понял, стали попросту блокировать и удалять из интернета.

Эта кампания совпала с новым курсом ЦК КПК на исправление перегибов в распределении общественных благ и искоренение расслоения общества, превращение его «в общество всеобщего благоденствия». То есть попросту, усиления социалистического начала, которое лежит в основе Конституции КНР.

Читайте также
Китайские ученые научили роботов лечить рак, диабет, пневмонию и инфаркт Китайские ученые научили роботов лечить рак, диабет, пневмонию и инфаркт В Харбине совершили революцию в лечении всех болезней

Государственные органы намекнули, что надо следовать курсу партии и привели в пример одну из самых популярных китайских блогерш в мире с более чем 100 млн подписчиков — Ли Цзыци. Девушка вела стримы с колхозного поля в глухой деревушке в западной провинции Сычуань и показывала, как надо бороться с бедностью, развивая идеи «всеобщего процветания». Её примеру следовали простые фермеры, которые таким образом рекламировали свою продукцию и продавали её через интернет. Ли Цзыци, естественно, член Всекитайской федерации молодежи, объединяющей китайский комсомол и непартийные молодежные объединения.

Были созданы и школы блогеров, где их обучали не только искусству общения с аудиторией, но и знакомили с конкретными отраслями торговли и производства товаров.

Крупным же компаниям было мягко рекомендовано переориентироваться на найм своих блогеров за зарплату. Зачем, мол, отдавать 20−30 процентов от продаж какому-то постореннему кривляке, если можно заплатить куда меньше своему сотруднику, который выполнит работу по продвижению не хуже. И в соответствии с указаниями компании и государства. Кроме того, сейчас ванхунам приходится конкурировать еще и с виртуальными инфлюенсерами (искусственный интеллект-то зачем разрабатывали?). В Douyin, например, есть виртуальная бьюти-блогер Лю Еси, ролики которой уже собирали более 5 млн подписчиков за одну неделю.

Ну, а потом пошли прямые запреты. В Китае ограничили работу блогеров, которые, не будучи врачами и юристами, «просвещают» свою аудиторию в области медицины, юриспруденции и других сферах, где требуются специальные знания. Теперь владельцам популярных аккаунтов в соцсетях для информирования своих подписчиков надо подтвердить квалификацию. Ответственность за проверку уровня образования инфлюенсеров возложена на интернет-платформы, с помощью которых распространяется контент. В этой сфере у нас непочатый край работы: «чудо лекарства и приборы, исцеляющие от всех болезней» рекламируют подозрительные личности даже на радио и федеральных телеканалах. Что уж говорить о соцсетях…

Еще ранее власти КНР запретили в соцсетях демонстрировать расточительный образ жизни, дорогостоящие наряды, украшения, автомобили, как атрибуты красивой жизни. Сексуальный подтекст также был поставлен вне закона. Кто, не понял, быстро удалялись из интернета.

Читайте также
Китай занимает место России в постсоветской Азии? Китай занимает место России в постсоветской Азии? Си Цзиньпин развил небывалую дипломатическую активность

Ну и наконец, в декабре 2021 года началось самое интересное. Власти в ряде наиболее зажиточных регионов Китая дали местным знаменитостям и интернет-блогерам 10 дней, чтобы заплатить по полной причитающиеся налоги. Как было сказано в извещении, которое разослали налоговые органы в таких городах, как Пекин и Шанхай, а также в провинциях Гуандун, Чжэцзян и Цзянсу, «известные жители КНР обязаны до конца года погасить невыплаченные задолженности или исправить неверно заполненные декларации. В противном случае гражданам могут грозить серьёзные наказания».

За несколько дней до этого одного из топовых блогеров в сфере интернет-торговли Хуан Вэй, более известную под ником Viya, оштрафовали на рекордные 1,34 млрд юаней ($210 млн) за уклонение от налогов. В ноябре 2021 года наказанию были подвергнуты два других крупных блогера, а их аккаунты удалены.

«Знаменитости, интернет-блогеры и другие публичные лица должны даже внимательнее других соблюдать налоговое законодательство», — заявили налоговые органы.

По информации налогового управления провинции Чжэцзян, в период с 2019-го по 2020 год Viya не выплатила государству более 700 млн юаней. Впрочем, ей было сказано, что уголовные обвинения не будут предъявлены, если она заплатит назначенный штраф. Хуан Вэй и её муж тут же все заплатили, принесли свои извинения и пообещали исправиться.

Их примеру последовали другие блогеры, которые наперегонки помчались в налоговые инспекции, чтобы успеть до блокировки их аккаунтов и отлучения от великой китайской Сети.

Но не все так радужно. В 2022 году почти 100 тысячам человек в Китае были предъявлены обвинения в соучастии в интернет-преступлениях. И тут уж не позавидуешь.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня