Пугать не хотим. Но конец близок. Планетарная катастрофа стремительно приближается. Об этом заявили на днях американские ученые, проанализировав данные своих многолетних наблюдений за происходящим «на земле и в небесах». Первыми ознакомились с результатами исследований их коллеги, а также специалисты по смежным наукам из разных стран, и пришли в замешательство: уж очень все убедительно!
«Происходит необычайное смещение и дестабилизация ядра Земли, спорадическое и хаотическое ускорение вращения планеты и сдвиг ее оси вращения. Это может спровоцировать самоуничтожение нашей планеты в ближайшие несколько лет», — говорится в сообщении ученых США, опубликованное на сайте Earth Save Science Collaborative.
Все дело в том, объясняют они, что ситуация, сложившаяся сейчас на Земле, привела к стремительному развитию экстремальных климатических и геодинамических явлений. А климатические изменения ведут в свою очередь к учащению и росту масштабов «полного набора» аномалий — сейсмических, вулканических, гидрологических, атмосферных, гравитационных, термических. Океаны больше не несут свою функцию в качестве компенсаторного и охлаждающего механизма. Это и влечет за собой опасность планетарной катастрофы.
Неприятная, что и говорить, новость. Хотя — разве в первый раз пугают нас ученые мужи концом Света? В последние лет тридцать, если не больше, это вообще стало модным. Не раз назывались даже точные даты гибели человечества. Что вызвало, помнится, у жителей некоторых стран, в том числе, США, «апокалиптический криз», а с ним позывы к самоубийству.
Шар земной, между тем, по-прежнему крутится, вертится, жизнь на нем продолжается (пусть и не везде мирная, спокойная — в чем виноваты сдвиги, но не оси вращения планеты, а те, что в мозгах иных «человеков») …
На этот раз, однако, опасения, выглядят обоснованными. Подтверждением их — ускорение сейсмической активности. Вулканы, которые казались спящими, начали пробуждаться, извергая потоки лавы и пепла. Землетрясения — более частыми и мощными. Вспомним недавние, в феврале текущего года, толчки в Турции — два мощных и несколько тысяч более мелких, унесших жизни более 50 тысяч человек. В минувший четверг, 24 августа, в Турции произошло еще одно, магнитудой, пусть и не очень большой — 4,8, но все же, все же…
«Подогревают» все возрастающий ажиотаж населения (в западных странах, по некоторым данным, наметились симптомы массового психоза на этой почве, ведь конец света обещают им не впервые) разного рода провидцы. В России — небезызвестный астролог Тамара Глоба. В свое время она предсказала, в частности, пожары в Москве в 2014 году и локдаун из-за коронавируса.
На днях она объясняла с телеэкрана причины «сложного 2023 года» тем, что проходит он под знаком Марса. Поэтому, мол, изменится абсолютно всё: цивилизация, экономика. Приближающаяся осень и грядущая зима станут самым тяжёлым сезоном для всех. Заключив таинственным: важно, чтобы всё «не треснуло». Что под этим «всё» понимается, Тамара не расшифровала. Может, не хотела нагнетать?
Но вернемся к науке цивилизованной. К нашей отечественной научной мысли — как она относится к выводам заокеанских коллег? Корреспондент «СП» позвонила в Институт физики Земли имени О. Ю. Шмидта РАН в надежде услышать мнение компетентных сейсмологов. Услышала раздраженное: «Катастрофа из-за землетрясений? Чушь какая-то! Сейсмические подвижки — природное явление. Всегда были и будут». На том, как говорится, мой собеседник-инкогнито в статусе кандидата наук и откланялся.
Тему продолжает Андрей Киселев, климатолог, старший научный сотрудник Главной геофизической обсерватории им. Воейкова, соавтор книги «Парадоксы климата».
— О планетарной катастрофе столько раз уже говорили, преимущественно на Западе, что это не может вызвать скепсис, — сказал Андрей Александрович. — Да, ситуация в климате усугубляется. Но, в общем, за всю историю существования нашего «шарика» не было периода несовместимого с жизнедеятельностью человека. И не будет. Если он не натворит что-нибудь из ряда вон.
«СП»: На этот раз доводы в пользу гибели Земли более убедительные, чем прежде. Я бы даже сказала — убийственные…
— Поясню. В той части их «предсказания», что касается климата. Происходящие в нем природные изменения способствуют увеличению энергии. А она в свою очередь требует выхода. Отсюда — катаклизмы. В том, что они все чаще, «заслуга» системы контроля и оповещения. Которая, замечу, еще лет тридцать назад, не была так развита. По этой причине мы быстро все узнаем. А поскольку наша страна территориально очень большая, нам кажется, что разного рода ЧП происходят постоянно.
«СП»: Разве не так?
— Обратимся к статистике. В среднем за минувшие 20 лет в РФ было 371 сообщение о ЧП (угроза жизни людей, территории, природы). Получается, каждый день где-то что-то случается. В целом и общем совсем немного.
Другое дело — нарастание такого рода событий, как ливни, наводнения, шквалы, ураганы и тому подобное. Оспорить данный факт трудно. Но и намеков на конец света, извините, не вижу.
Дополняет коллегу Михаил Леус, гидрометеоролог, выпускник Военно-воздушной инженерной Академии им. Жуковского.
«СП»: Михаил, по мнению зарубежных экспертов, человечеству осталось всего несколько лет, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу. Как можно ее предотвратить?
— Каких только теорий не выдвигается в последние годы на фоне меняющегося климата. Просто диву даешься! На самом деле не все так страшно. Точнее, совсем не страшно.
Постепенное повышение общемировой температуры наблюдается не первый год. Версий этому много. Но вопрос, почему это происходит, остается открытым. Играет ли здесь основную роль, как утверждают некоторые специалисты, антропогенное воздействие, или это все внутренние процессы Земли, «завязанные» на изменение солнечной активности, вулканической деятельности и других естественных процессов, на которые человек не влияет, не ясно.
Еще один важный момент: то самое глобальное потепление, о котором так много говорят, провоцирует увеличение числа опасных явлений погоды. Самых разных. Это и волны удушающей жары, и ливни с грозами, градом, шквалистые ветры, необычайно раннее похолодание. Они становятся все более экстремальными и продолжительными. Что, конечно, неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности людей. Но я очень сомневаюсь в том, что они способствуют глобальной катастрофе. Даже если будут еще более частыми, интенсивными и продолжительными.
«СП»: Человек может повлиять на погоду?
— На данном уровне своего развития влиять на погоду он не может. Те отдельные моменты, когда где-то кто-то в каком-то регионе пытается «руководить» синоптическими проявлениями (чаще всего неудачно) не входит в понятие управления погодой.
«СП»: Какая теория изменения климата вам ближе: антропогенная или…
— Когда я учился в Академии Жуковского, мне мои педагоги рассказывали о том, что изменение климата на планете Земля происходят, во-первых, из-за вулканической деятельности, во-вторых, из-за внутренних процессов в ядре Земли, и, в-третьих, из-за изменений солнечной активности. Так вот я приверженец этого учения.