В ночь с 19 на 20 марта США, Великобритания и Франция начали военные действия против правительства Ливии и лично против полковника Муамара Кадаффи. Войне предшествовал чрезвычайный саммит в Париже, на который президент Франции Николя Саркози собрал представителей стран Евросоюза, Лиги арабских государств (ЛАГ) и ООН. В ходе споров и обсуждений, 22 участника саммита договорились принять все необходимые меры для того, чтобы добиться от Каддафи прекращения насилия. По «официальной версии», единственная задача операции — защитить мирных ливийцев от насилия со стороны ливийского режима.
На данный момент примерно 25 кораблей и подводных лодок международной коалиции, в том числе три корабля ВМС США с ракетами «Tomahawk» на борту, находятся в Средиземном море. Некоторые из них стоят в непосредственной близости от берегов Ливии. Пять американских самолетов-шпионов также находятся в регионе.
Сразу же после принятия резолюции, небо над Ливией взяли под контроль самолеты французских ВВС. Как мы сообщали вчера, в 20:00 (по московскому времени) французами были ликвидированы первые цели на территории Ливии. Сначала они обстреляли в районе Бенгази автомобиль, а затем подбили четыре танка.
Буквально через час после выхода в свет этой информации, в Пентагоне заявили, что в операции против армии Каддафи со стороны США будут задействованы три подлодки, которые находятся сейчас в Средиземном море. А еще американцы готовы запускать крылатые ракеты со своих кораблей в Средиземном море. Удары будут направлены на нейтрализацию средств противовоздушной обороны (ПВО) Ливии.
После слов о крылатых ракетах «проснулся» и генеральный директор Международного комитета Красный крест (МККК) Ив Даккор. Он заявил, что необходимо «обеспечить медицинским работникам и машинам скорой помощи безопасный доступ к раненым, как со стороны режима Каддафи, так и со стороны оппозиции». Ив Даккор призвал воющие в Ливии стороны обеспечить защиту мирным жителям и соблюдение международного гуманитарного права.
Поздним вечером 19 марта США вступили в военную операцию против Ливии, поразив крылатой ракетой объект ПВО этой страны. Операцию назвали назвали «Одиссея. Рассвет» (Odyssey Dawn). Однако ливийское государственное телевидение заявило, что западные страны поражают исключительно гражданские цели в столице страны Триполи. И что есть жертвы среди мирного населения.
Ближе к полуночи стало известно, что американскими и британскими военными по объектам ПВО Ливии было выпущены более ста ракет «Tomahawk». Эту информацию официально подтвердил на специальном брифинге в Пентагоне, посвященном военной операции, вице-адмирал Уильям Гортни.
Естественно, что после фактического начала боевых действий встал вопрос и о наземной операции. Ведь без нее невозможно добиться победы в войне. Однако сразу же после выступления Гортни, президент США Барак Обама в официальном обращении в очередной раз заверил, что его страна не намерена отправлять в Ливию сухопутные войска. Обама также подчеркнул, что военная операция в этой стране была вынужденной мерой.
«Мы не отправим военнослужащих на территорию Ливии, — сказал в специальном заявлении Обама. — Использование силы не было первым нашим вариантом действий. Ливийский лидер Муамар Каддафи не выполнил высказанных в резолюции ООН требований международного сообщества, а потому жизнь мирных ливийцев подвергается все большей опасности. США располагает ресурсами для помощи в военной операции, однако подчеркну, что речь идет именно о помощи. Я хочу ясно дать понять: мы являемся частью широкой коалиции».
Буквально через час американский президент получил поддержку из Великобритании. Премьер-министр этой страны Дэвид Кэмерон заявил, что британские ВВС находятся в небе над Ливией и присоединились тем самым к международной операции против Муамара Каддафи.
«Британские ВВС ведут операции в небе над Ливией. Они являются частью международной коалиции, которая объединилась, чтобы обеспечить выполнение воли ООН и защитить ливийский народ».
Последовала реакция и со стороны властей Ливии. Сначала ее озвучил секретарь Всенародного конгресса Мухаммед аз-Зави на специальной пресс-конференции в Триполи.
«Ракетно-бомбовые удары западных ВВС и ВМФ по объектам в Ливии не заставят руководство и народ страны капитулировать перед повстанцами. Ничто не заставит нас сдаться на милость бандам, которыми руководит „Аль-Каида“ в странах Магриба. Эта дерзкая агрессии не может иметь оправдания. Международное сообщество, ООН вместо того, чтобы направить комиссию для выяснения всех обстоятельств, начало агрессию против Джамахирии».
А глубокой ночью (по московскому времени) свое слово сказал и лидер Джамахирии Муамар Каддафи. Он назвал Средиземноморье и Северную Африку «зоной боевых действий». Операцию стран альянса он расценил как «агрессию крестоносцев и колониалистов».
«Средиземноморье и Северная Африка в результате этой неприкрытой агрессии этого безответственного поведения стал зоной военных действий», — заявил Каддафи в обращении, которое транслировалось по ливийскому телевидению. По его словам, с момента начала международной операции государства, принимающие в ней участие, будут подвергаться опасности. Встать на защиту ливийцев Каддафи призвал граждан Африки, Латинской Америки, Азии и арабского мира. По словам полковника, эти страны «должны объединиться с ливийским народом в борьбе с общим врагом».
По информации ливийских властей, после бомбежек мирных кварталов, 48 человек погибли и около 200 получили ранения.
Ближе к утру 20 марта Каддафи начал мобилизацию населения. «Сейчас открываются склады, и население вооружается всеми видами оружия, чтобы отстоять независимость Ливии», — сказал Каддафи. Кроме того, национальное телевидение сообщило в ходе трансляции, что ливийским ПВО удалось уничтожить один из французских самолетов. Однако эту информацию опровергли в Генштабе Франции.
Утром 20 марта стало известно, что страны военной коалиции, осуществляющие силовую акцию в Ливии, установили военно-морскую блокаду этой североафриканской страны.
В ее обеспечении участвуют более 20 боевых кораблей и подводных лодок. В район сосредоточения объединенной группировки отправляется французский авианосец в сопровождении 3 фрегатов. По мнению властей США, обеспечение блокады Ливии с моря тем более важно после сообщений о высадке сил Каддафи на побережье рядом с форпостом оппозиции городом Бенгази. Это теоретически позволило бы взять населенный пункт «в тиски» и вынудить его к сдаче.
По последней информации, к коалиции должен присоединиться… Катар. Там, оказывается, тоже обеспокоились «нарушением прав человека».
«Катар примет участие в военных действиях, потому что мы считаем, что арабские государства должны предпринять эти действия, так как ситуация является недопустимой», — сказал премьер Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани. — Причиной убийств не был протест. Это превратилось в открытую войну с участием наемников. Я думаю, что это проблема, которую нужно решать быстро".
Впрочем, эту операцию поддерживают не все. Около 10 утра по московскому времени стало известно, что специальный комитет Африканского союза по Ливии высказался за необходимость «немедленного прекращения всех враждебных акций» в этой стране. Да и Китай уже выразил сожаление из-за начавшейся операции. Что касается России, то мы поддерживаем резолюцию ООН, но воевать в Ливии не собираемся.
В преддверии начала военной операции США и их союзников против властей Ливии некоторые специалисты заявляли, Каддафи может использовать химическое оружие в качестве «последнего аргумента».
Однако ближе к вечеру 20 марта командование Вооруженных сил США заявляет, что не располагает какими-либо указаниями на то, что власти Ливии готовятся применить химическое оружие.
Сейчас по Ливии наносятся удары, а обстановка накаляется с каждым часом.
По последним данным власти Ливии начали раздавать оружие населению страны со складов. Об этом заявил в своем очередном аудиообращении ливийский лидер Муамар Каддафи. Он также подчеркнул, что операция сил коалиции против Ливии — это «беспрецедентная война», однако народ Ливии «не сдастся».
Тем временем, активизировался наш МИД. Россия настоятельно призывает западную коалицию прекратить неизбирательное применение силы в Ливии. Об этом говорится в заявлении официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича, размещенном на сайте министерства.
Вечером 20 марта, армейское командование международной коалиции сообщило, что в ходе первого этапа совместной операции по блокированию воздушного пространства Ливии поразили 20 из 22 намеченных целей.