Мир продолжает с удивлением наблюдать за событиями, происходящими после внезапного падения власти в Сирии и бегства Башара Асада в Россию. Настоящее малопонятно, будущее туманно, но кое-какая информация о деталях произошедшего всё же просачивается, интригуя наблюдателей. След тянется в Москву…
Побег Асада, как выяснило агентство Bloomberg, организовала российская разведка, которая убедила экс-президента Сирии, что тот проиграет борьбу вооруженным повстанцам и предложила безопасный способ уехать «немедленно», на что политик и согласился. Спецоперация по эвакуации бывшего дамасского офтальмолога прошла блестяще.
Прогностические возможности российской разведки не могут не радовать. Лучше этого только умение государства грамотно оценивать перспективы не «в моменте», когда остаётся лишь минимизировать ущерб, а на длинном временном отрезке. Хотя бы на годы, а лучше на десятилетия вперёд. Речь тут, скорее, о политическом, а не военном анализе.
В российской истории был человек, который в этом деле, кажется, был мастером. Это Владимир Жириновский. Во всяком случае, с начала СВО на Украине и по настоящее время его прогнозы всё чаще называют «пророчествами». Основания для столь высокой оценки имеются. Пророков нет в отечестве своём? Или всё-таки речь идёт о знаниях?
Жириновский активно делился своим мнением в СМИ ещё до 2014 года, когда успешный блицкриг России в Крыму послужил катализатором последующих тектонических изменений в мире. Поэтому каждый может составить личное мнение о качестве его долгосрочных прогнозов. Не все они сбылись, но в главном — что всё заполыхает, он точно оказался прав.
Особенно, это касается Ближнего и Среднего Востока. По словам Жириновского, цель США — убрать Сирию как государство. «Они найдут обходные манёвры и сокрушат режим [Асада], и прольётся кровь», — уверенно говорил политик в конце 2014-го. А уже осенью следующего года сапог российского солдата ступил на сирийскую землю. Асад тогда устоял.
В ситуацию вмешается Анкара, которая опасается курдов, живущих на севере Сирии, и готова ударить по ним, говорил Жириновский. Турции выгодно снова стать региональной державой и показать себя сторонницей демократии, помогая свержению диктаторских режимов. Так всё и было. Танки «Леопард» в песчаном камуфляже перешли границу.
Со временем, предвидел тогда Жириновский, подоспеет и война против Ирана. Сирия не так уж страшна Израилю, он бьёт по иранским прокси. Тель-Авив хочет, чтобы по Ирану ударил Запад.
Видимо, поэтому в последние месяцы, когда Израиль раздухарился в Газе и Ливане (а теперь и в Сирии), Тегеран аккуратно отползал, не желая быть спровоцированным.
Дальше, после Ирана, будут атакованы и, возможно, посыпятся монархии Персидского залива. Запад может пойти на свержение режимов в Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре, предполагает Жириновский. Почему нет? Хотя Трамп и танцевал как-то с саудитами, размахивая саблей, за шейхов позже может взяться его преемник.
Поскольку вопрос Иерусалима не урегулирован из-за позиции Израиля, его конфликт с арабами будет длиться «всегда».
В итоге произойдёт переформатирование Ближнего Востока". Весь XXI век мир будет свидетелем трагедии в этом регионе, а также на Среднем Востоке и, возможно, на Кавказе, добавлял политик, цепляя россиян за живое. Готовимся?
Мотивом американской игры Жириновский называл стремление позволить арабскому газу, в основном из Катара, выйти к Средиземному морю, течь по газопроводам Турции в Европу, чтобы она меньше потребляла газа российского. Это, мол, нанесёт нам экономический ущерб и уменьшит зависимость Европы от Москвы.
Аргумент не бесспорный. Сейчас конфликт с Украиной уже надёжно пресёк нефтегазовые поставки России в Европу на десятилетия вперёд. Американский сланцевый газ заместил наш на её рынке. Трамп собирается снять запрет на добычу нефти, превратив США в ведущую добывающую державу. Но конфликт на Ближнем востоке всё равно разгорается.
Возможно, среди мотивов США присутствует фактор запоздалой мести мировой социалистической системе. Сокрушив СССР, разбомбив Югославию, супостат продолжил добивать бывшего противника во всех его проявлениях. Сирия, Ирак, Йемен, с их «баасизмом», объединяющим социализм и панарабизм, были частью красного лагеря.
И Ливия c её оригинальным политическим строем — народной Джамахирией, тоже. Направлять доходы от нефти на нужды каждого ливийца, вместо того, чтобы отдавать её Западу — это вызов. Тем более, мечтать о золотом динаре. Отсюда и арабская весна, инспирированная Западом сначала в Тунисе и вернувшая Ливию в каменный век.
Вспоминается упрёк Муаммара Каддафи на саммите Лиги арабских государств в Сирии:
«Иностранная держава [США] оккупирует арабское государство [Ирак] и вешает его президента, а мы тут в стороне сидим и смеемся… Любой из вас может стать следующим! Любой!» Смеялся Асад. Но вслед за падением в Ливии всё закончилось и в Сирии.
Кстати, горячее стремление США добить условно левые режимы в арабских странах может объясняться подготовкой Вашингтона к схватке с красным Китаем. Вот где дебет и кредит прошлых идеологических боёв будет вновь иметь значение.
Пусть некоторые и кривятся, рассуждая про госкапитализм, но только Пекин сейчас способен бросить гегемону вызов на планете.
Так или иначе, все действия США направлены на сохранение монополии на глобальное доминирование, включая экономическое. Хоть при демократах, дурашливо взламывающих традиционные общества гендерной повесткой, хоть при республиканцах, предпочитающих по старинке запускать по врагам ракеты «Томагавк». Это утверждал и Жириновский.
Вероятнее всего, его прогнозы основывались на глубоком знании региона. Ведь политик был профессиональным востоковедом — с отличием закончил Институт стран Азии и Африки при МГУ, владел турецким языком и даже посидел некоторое время в турецкой тюрьме по обвинению в «коммунистической пропаганде». Бесценный для профессионала опыт.
Подспорьем к фундаментальным академическим знаниям, наверняка, стали возможности действующего лидера парламентской партии получать актуальную, в том числе конфиденциальную, информацию о текущем положении дел. Выходцы из спецслужб, занимающие в РФ немало высших постов, могли пользоваться опытом Жириновского.
Уж не по этой ли причине, России, начиная с 2015 года в Сирии сопутствовал успех? А после смерти Жириновского, с исчезновением квалифицированной политической экспертизы, Башара Асада пришлось спешно эвакуировать на ПМЖ в Москву? Неужели от блестящей советской школы востоковедения ничего не осталось? Или Кремль плохо искал?