Убийца F-35, невидимый и неуязвимый: Китайцы создали еще один истребитель 6-го поколения
Что дает новому боевому самолету КНР абсолютное превосходство над конкурентами
Начало 2025-го года ознаменовалось грандиозным триумфом китайского ВПК. Западные эксперты убедились, что Китай создал еще один истребитель-невидимку шестого поколения J-50.
В то время как большинство стран не могут мечтать даже об истребителях пятого поколения, Китай проводит летные испытания уже второй модели шестого поколения. Правда, как всегда, ее тактико-технические характеристики держатся в строжайшей тайне (самолет еще более засекречен, чем предыдущий J-36). И зарубежные эксперты вынуждены довольствоваться скудными изображениями из соцсетей.
Специализирующееся на вооружении издание Bulgarian Military пишет, что конструкция нового истребителя имеет несколько ключевых особенностей, которые обеспечивают его абсолютное превосходство над другими самолетами пятого и шестого поколений.
Во-первых, форма фюзеляжа J-50 оптимизирована для минимизации заметности на радарах. Самолёт имеет острые углы, гладкие поверхности и отсутствие выступающих антенн или видимых точек отражения радиоволн. Таким образом, J-50, очевидно, приспособлен, чтобы действовать в условиях сверхплотной ПВО.
Профиль крыла и фюзеляжа образует единую «летающую платформу», которая минимизирует углы отклонения, препятствуя отражению радиоволн обратно к их источнику — вражеским РЛС.
Дельтовидная конструкция крыла обеспечивает высокую манёвренность, особенно на сверхзвуковых скоростях, при этом сводя к минимуму эффективную площадь рассеяния, пишет Bulgarian Military.
Использование двигателей, размещённых внутри корпуса или оснащённых теплозащитой, указывает на меры по снижению инфракрасной заметности. Сопла двигателей сконструированы таким образом, чтобы направлять тепловые выбросы вверх или под определёнными углами, снижая вероятность обнаружения инфракрасными датчиками противника. То есть самолет невозможно увидеть не только в радио-, но и в инфракрасном диапазоне.
Кроме того, использование материалов с низкой теплопроводностью в задней части фюзеляжа, вероятно, дополняет меры по тепловому маскированию.
Одной из отличительных особенностей конструкции является интеграция датчиков и электронных систем нового поколения. Исключительно гладкая передняя часть самолёта указывает на наличие радара с активной фазированной антенной решёткой. А такой радар позволяет одновременно отслеживать несколько целей даже в условиях сильнейших радиоэлектронных помех.
Такая конструкция, как пишет Bulgarian Military, позволяет J-50 обнаруживать и отслеживать цели противника на больших расстояниях даже при наличии плотных электронных помех. Наличие электрооптических датчиков по всему фюзеляжу, вероятно, обеспечивает 360-градусную ситуационную осведомлённость.
Отсутствие внешних точек крепления вооружения говорит о том, что J-50 оптимизирован для размещения вооружения во внутренних отсеках, что ещё больше снижает его радиолокационную заметность.
Внутренние отсеки, по оценкам западных экспертов, предназначены для размещения широкого спектра вооружения — от ракет класса «воздух-воздух» большой дальности до высокоточных боеприпасов со спутниковым наведением.
Аэродинамическая конструкция J-50 (по крайней мере, судя по доступным изображениям, не самого, признаться, высокого качества) также указывает на то, что основное внимание уделяется сверхзвуковым крейсерским скоростям. Это в том числе позволяет китайскому самолету уклоняться от вражеских ракет.
Композитные материалы, которые наверняка использовались при его изготовлении, обеспечивают меньший вес и большую прочность. Ну и, как другие элементы конструкции, снижают заметность для радаров.
Как пишет американское издание The Warzone, по размерам новый самолёт можно сравнить с J-20. Судя по изображениям, он как минимум такой же длины. Длина J-20 от носа до хвоста составляет около 21 метра.
В связи с этим стоит отметить, что у этого самолёта двухколёсное шасси, что ещё раз указывает на значительный вес самолёта. Прежде всего, его большие размеры, по-видимому, отражают стремление конструкторов к большой дальности полёта и большому внутреннему объёму (для размещения большого количества топлива, а также вооружения и датчиков).
Считается, что J-50 также оснащён искусственным интеллектом для управления полётом, что позволяет автономно анализировать боевые сценарии, определять цели и принимать тактические решения. Это освобождает пилота от рутинных задач, позволяя сосредоточиться на стратегическом управлении полётом. Правда, до сих пор непонятно, есть ли у самолета опция полностью автономного полета.
J-50, вероятно, оптимизирован для сетевых операций, то есть самолёт может функционировать как воздушный командный пункт, обмениваясь информацией со спутниками, наземными станциями, другими истребителями и даже беспилотниками. На практике это означает, что J-50 будет не только сражаться, но и служить в качестве «воздушного мозга», координирующего работу многочисленных систем.
Представим такой боевой сценарий. H-50 нужно проникнуть на хорошо защищённую территорию с плотной системой ПВО и РЭБ. Истребитель сможет управлять роем дронов для разведки местности, отвлекать противовоздушную оборону противника или тем временем наносить самостоятельные удары.
Причем искусственный интеллект самолета будет распределять задачи в режиме реального времени, адаптировать планы к меняющимся ситуациям и даже предвидеть будущие угрозы.
The Warzone пишет, благодаря появлению самолетов J-20 и J-35A Китай стал второй страной в мире (после США с их F-22 и F-35), который одновременно использует две модели истребителей-невидимок.
Еще в сентябре 2022 года тогдашний командующий Командованием воздушной борьбы ВВС США генерал Марк Келли заявил: будущие истребители Китая будут еще менее заметными и «умными» (с гигантской вычислительной мощностью бортовых компьютеров). И этот, как видно, прогноз генерала полностью сбылся.