Американские сенаторы демократ Бенджамин Кардин и известный «заклятый друг» России Джон Маккейн внесли в сенат закон, придающий «акту Магнитского» общепланетарный характер. Если документ с говорящим названием «Акт о глобальной подотчетности в области прав человека» будет принят, то США получат право закрыть въезд в страну и блокировать счета любого жителя Земли, кто будет заподозрен в нарушении прав человека или коррупции.
Как пишет сенатор Кардин, «явные нарушители прав человека — от Зимбабве до Украины, от Гондураса до Папуа — Новой Гвинеи — все они предупреждены, что не смогут избежать последствий своих действий, даже если их страны не могут ничего сделать». Зная практику трактовки американцами таких понятий как «права человека», можно предположить, что сейчас в сенате делается попытка юридически оформить статус США, как мирового жандарма.
Хотя, с другой стороны, никаких особых актов Вашингтону никогда и не надо было. Так, на этой неделе, банки США потребовали от украинских финансовых институтов дополнительно проверять своих клиентов на наличие у них ограничений в соответствии с международными санкциями. Самое интересное, что в отношении украинских чиновников никакие санкции пока не действуют. А вот указание банкам уже дано. И никто не сомневается, что санкции к представителям государственной власти Украины, не давшим бесчинствовать хулиганам на Майдане, будут приняты.
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов считает, что за инициативами американских законодателей стоят далеко идущие планы:
— Предложения американских сенаторов имеют два аспекта. Первый — США в очередной раз пытаются приучить мировое сообщество, что они имеют право судить всех, в том числе, не своих граждан и за действия, которые совершены не на их территории. Это прецедент присвоения себе права мировой власти.
Второй аспект заключен в том, что мы видим реализацию плана по ниспровержению национальных элит. Сейчас идет процесс уничтожения национальных государств, и важной составляющей этого процесса становится дискредитация их кланов и элит. Понятно, что объявить нарушителями закона о правах человека можно любого деятеля, который принимает неудобные для Вашингтона политические решения.
Главный вопрос — как отреагируют те, кому адресованы американские предложения? Они должны понять, что им нет места в светлом будущем, что они просто мешают истеблишменту США.
Сейчас и так, каждый, кто открывает счета в международных банках, подписывает ряд условий. Но сегодня существует уже 29 международных договоров. Человек должен доказать, что его средства никак не связаны с отмыванием денег от торговли оружием, наркотиками и множеством других вещей. Но жители далеко не всех стран могут это подтвердить, к примеру, на Ближнем Востоке мы видим революционную смуту. Так что у любого могут быть отняты его капиталы в западных банках, людей просто загоняют в угол. Поэтому перед ними стоит ясная перспектива: остановить наступление на свои права или потерять все свои сбережения.
«СП»: — Так почему бы людям не хранить свои капиталы на родине и жить там? Из своей страны никто не выгонит.
— Американские банки существуют по всему миру, так что действие этого закона распространяется далеко за пределами территории США. Да и не во всех странах политическая ситуация устойчива, люди поэтому хотят вложить средства в иностранные банки. По социально-политическим обстоятельствам вкладывают в западные финансовые институты.
«СП»: — Получается, что в Америке готовят инструмент для отъема любых приглянувшихся чужих средств.
— Пока предприниматель делает бизнес, к нему обычно никаких претензий. Проблемы возникают, когда его бизнес кому-то приглянется. А вот если предприниматель озаботится интересами своей страны и даст, скажем, деньги политической оппозиции, то тут он наверняка попадет под прицел. Конечно, всех хватать за кошелек не будут, но будет давление на тех, кто принимает политические решения.
«СП»: — В своё время президент Белоруссии Лукашенко в ответ на обвинения в наличии у него иностранных счетов, ответил: «Если найдете — забирайте». До сих пор никто ничего не отыскал и не присвоил.
— Белоруссия — единственная страна в Европе, которая создала свой центробанк, не подчиняющийся решениям мировой финансовой системы. И все понимают, что при такой жесткой оппозиции Западу, деньги за рубежом держать нельзя. Но это исключение из правил.
«СП»: — Что Россия может противопоставить распространению действия «Акта Магнитского», учитывая, что в отношении нас он уже принят?
— При нынешнем соотношении сил мы можем противопоставить только демонстрационные меры. Для серьезного противостояния надо иметь свою «стратегию победы», а у нас ее нет.
На мой взгляд, Россию может выручить появление твердых моральных принципов, которые бы объединили вокруг нас многие государства. Но сейчас мы видим обратное: за небольшую критику западной политики в отношении секс-меньшинств, наших политических и общественных деятелей подвергают остракизму. А вот в Индии в декабре прошлого года верховный суд восстановил статью в уголовном кодексе за все виды неестественных половых отношений. Эта статья там действовала с конца XIX века и предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы. А ведь в этой стране живет одна шестая человечества. Если бы в России мы сделали что-то подобное, то смогли бы сделать лучше моральную обстановку в обществе и пойти в духовное наступление. Это бы привело к изменениям наших позиций в мировом политическом и экономическом раскладе. Но ничего подобного мы пока не видим.
Эксперт по международным делам Михаил Демурин полагает, что у нашей страны есть более простые способы дать свой ответ на действия американских политиков:
— Конечно, любая страна сама определяет свои визовые правила. По международной практике государства ограничивают въезд на свою территорию, в основном, лиц, которые представляют угрозу именно их национальной безопасности. Американцы расширяют эту практику, и включают в списки иностранцев, кому запрещен въезд в США, тех, кто им урон не наносит, но действует, по их мнению, против химер вроде демократии или прав человека, которые США навязали миру.
На мой взгляд, надо прекратить баловать Штаты повышенным и совершенно необоснованным интересом к ним. Работать надо дома, пользоваться своими деньгами. Мир должен показать, что он не так уж и заинтересован в Америке как таковой. Каждая страна будет сама решать, как ответить на расширение действия «Акта Магнитского», но я уверен, что нахрап Вашингтона без реакции не останется.
Что делать России? Когда «Акт Магнитского» только обсуждался, я предложил в прессе ассиметричный ответ: составить свой список не из американцев (тем более что невелико число американцев, желающих к нам приехать), а из их агентов и ставленников в других странах. В частности, я хорошо знаю ситуацию в Прибалтике. И я бы включил в наш список для начала один-два десятка деятелей стран этого региона, которые работают в интересах США и наносят ущерб нашим интересам. Это люди, которые продвигают законы, ущемляющие права наших соотечественников, это те, кто толкал Прибалтику в НАТО, кто сегодня портит наши отношения с Евросоюзом, чинит препятствия нашей транспортной политике в регионе Балтийского моря. Бить надо именно по этим людям. Тогда будет двойная польза: мы приструним действующих против нас политиков и предупредим остальных. Ведь в других странах на пространстве бывшего СССР ситуация схожая: люди поют про дружбу с НАТО и ЕС, про вхождение в «цивилизованный мир», а деньги зарабатывают на России, на нашем транзите, на работе своих соотечественников в нашей стране. Я бы еще добавил в этот список нескольких руководителей компаний, которые спонсируют шовинистические партии. Такой подход реально нанес бы удар по ставленникам США, а значит, и по ним самим.
«СП»: — Может, весь шум вокруг американских инициатив вызван тем, что олигархи из разных стран боятся потерять свои сбережения за границей, а государства боятся не получить необходимые технологии, осознавая свою зависимость от Штатов?
— Что касается технологий, то на США свет клином не сошелся. Ведь есть Китай, есть Индия. Да и с Евросоюзом у США бывают свои трения.
Об олигархах думать не стоит. Они ведь не заботятся о нуждах народа, о его выживании, о культуре, образовании. Давайте лучше думать об интересах простого русского труженика. А ему до Силиконовой долины далеко. Такие понятия, как национальная гордость, авторитет своей страны ему ближе, чем олигархам.
«СП»: — То есть, на жизни большинства людей «список Магнитского» никак не отразится.
— Не совсем так. Список Магнитского касается сотрудников государственных структур. Надо иметь в виду, что американцы настойчиво убеждают европейцев принимать свои «акты Магнитского». Скажем, где-нибудь в российской прокуратуре сидит следователь, получает не очень большую зарплату, занимается делом какого-нибудь педофила. А ему скажут: «Извините, вы нарушаете права человека, мы вашу семью не будем пускать в Евросоюз». И следователь про себя подумает: «И так жена ругается, что я постоянно на работе, а тут еще ее в отпуск не пустят достопримечательности в Греции посмотреть. Спущу-ка я это расследование на тормозах». Вот на что все рассчитано-то! И именно поэтому наша страна должна реагировать на подобные вещи. А олигархи, кстати, вряд ли пострадают. Если у них лежат деньги в США — американцы только рады. Богатый богатого всегда уразумеет.