Евросоюз рассмотрит возможность предоставления политического убежища белорусской спортсменке Кристине Тимановской, отказавшейся возвращаться на Родину, сообщил госсекретарь при МИД Франции Клеман Бон.
«Мы с нашими европейскими партнерами изучим, можем ли мы предоставить ей в ближайшие недели или дни политическое убежище», — заявил он.
Напомним, ранее спортсменка раскритиковала действия тренерского штаба белорусских легкоатлетов, сообщив, что ее заявили на эстафету 4×400 м, в то время как девушка бегает только короткие дистанции. В ответ на это в Национальном олимпийском комитете Белоруссии сообщили о том, что Тимановскую отправляют домой в связи с ее эмоционально-психологическим состоянием. После этого спортсменка заявила, что на нее оказывается давление и обратилась в МОК с просьбой оказать ей помощь.
Спустя день в МОК сообщили, что Тимановская находится в безопасности, ее сопровождает представитель организации. После этого визу Тимановской предложили власти ФРГ, а еще раньше — Чехии. Кроме того, сама спортсменка заявила, что хочет попросить об убежище в Германии или Австрии.
Вот так на ровном месте возник очередной политический скандал. Кто здесь неправ, по-вашему? Белорусский НОК, который пытается скрыть следы провала своей работы, или спортсменка, выносящая сор из избы?
— Юрий Моисевич, главный тренер национальной команды Республики Беларусь по легкой атлетике, дал разъяснение по поводу того, почему две легкоатлетки Анна Михайлова и Кристина Мулярчик, которые должны были участвовать в женской эстафете 4×400 метров, не попали на Олимпиаду, — поясняет обозреватель ИА «Минская правда» Надежда Саблина. — По его словам, Национальный олимпийский комитет Беларуси делал все возможное для участия спортсменок в Олимпиаде, но были объективные препятствия для этого. Так это или белорусский олимпийский комитет сам допустил промахи, — в этом должны разобраться специалисты.
Но какова бы ни была причина замены двух легкоатлеток на Олимпиаде, поступок Кристины Тимановской не имеет оправданий. И дело не в «выносе ссора из избы», а в самом отношении Тимановской к своей команде, которую она отказалась поддержать, к своему спортивному долгу, который она не выполнила, к возложенному на нее высокому доверию представлять Беларусь на Олимпиаде, которого она не оправдала. Она не могла не понимать, что к Белоруссии сейчас обращено пристальное внимание мировой общественности и что любой публичный шаг белоруса должен быть тщательно взвешен по своим последствиям.
«СП»: — Почему скандал немедленно оказался политизирован? Если бы это была не Белоруссия, а любая другая страна, такого бы не было?
— Те, кто организовал и предпринимал попытку совершить государственный переворот в Белоруссии в 2020 году, остались в проигрыше. Вряд ли для кого-то будет секретом, что речь идет о США и их сателлитах на Евразийском континенте. Деньги в переворот были вложены, цель не достигнута, а потому заказчики переворота ищут другие возможные пути для осуществления их замысла, в том числе продолжая демонизировать и компрометировать Белоруссию в глазах мировой общественности. Скандал с Тимановской пришелся очень кстати. Спортсменка дала еще один серьезный повод для международных организаций и правительств ряда стран напасть на Белоруссию.
Несомненно, если бы подобный случай сейчас произошел с другой страной — с «демократическим режимом» -- то он вряд ли был бы даже замечен кем-либо.
«СП»: — Депутат Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Виталий Уткин считает, что «с учетом того, что проводится в отношении Республики Беларусь, это могла быть заранее спланированная политическая акция»…
— Думаю, что вероятность этого мала. Если бы Тимановская имела связи с кем-либо из руководителей беглой оппозиции, которые и могли бы предложить ей план такой политической акции, то спортсменка не смогла бы выехать из Белоруссии в Японию. Наши спецслужбы все-таки хорошо работают.
«СП»: — Ранее Лукашенко, критикуя спортсменов за отсутствие медалей, заявлял, что они там все бчб (Один из главных символов белорусских протестов — бело-красно-белый флаг, который в Беларуси для удобства называют «БЧБ» (с белорусского: «бел-чырвона-белы», «бело-красно-белый») — Ред.). Насколько это близко к истине и почему? Если все спортсмены — оппозиционеры, тогда надо всех распускать и новых набирать из числа патриотов?
— Лукашенко говорил прежде всего о женах спортсменов, которые за счет высоких доходов их мужей бездельничают и поддерживают бчб-оппозицию. И в этом, я думаю, он прав. Ведь в большинстве своем именно люди с хорошим достатком протестовали против действующей власти, — «буржуйчики», как их назвал президент. Но такая позиция этих людей абсурдна, поскольку именно благодаря «режиму» Лукашенко они могут жить в достатке, не работать и заниматься, как они думают, общественно-политической деятельностью против действующего президента. Нетрудовые деньги, а также доходы, полученные не по заслугам, развращают.
Однако далеко не все наши спортсмены относятся к бчб-оппозиции. Есть те, кто не выражает своих политических взглядов, а есть и открытые и активные сторонники Лукашенко. Кто-то говорит, что спорт должен быть вне политики, но спорт сам стал частью политики. Поэтому, хотим мы или нет, но нам это придется учитывать при участии в спортивных мероприятиях.
«СП»: — По-вашему, будут ли другие подобные инциденты? Найдутся ли желающие повторить поступок Тимановской?
— Вряд ли. Глупость, конечно, может быть заразительна, но разум должен восторжествовать. Сомневаюсь, что кто-то еще решит променять спортивную славу и материальный достаток ради недолгой скандальной известности, которая будет расценена большинством людей в Белоруссии как предательство.
— Олимпийский комитет Белоруссии действительно «накосячил», — считает эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Из путаных объяснений тренера белорусской сборной по легкой атлетике Юрия Моисевича все же становится понятно, что сроки допинг-тестов двух спортсменок были нарушены — пришлось спешно искать им замену. И я могу понять негодование Тимановской. Она никогда профессионально не выступала в этой дисциплине (эстафета 4×400 метров), не чувствовала уверенности в своих силах.
Другой спортсмен на её месте поступил бы иначе. Помните Виолетту Скворцову, которая отказалась стоять на пьедестале, когда во время церемонии награждения по ошибке зазвучал гимн другой страны? Это видео набрало в Ютубе миллионы просмотров. Так вот, Скворцова находилась рядом с тренером, когда решался вопрос эстафеты, и она изъявила готовность бежать. Хотя это вообще не её вид спорта — она прыгунья!
В чем разница между Скворцовой и Тимановской? Не в том, что одна готова рвать и метать за свою страну, а другая — нет. Важно другое: Скворцова чувствует себя частью большого коллектива, которому поручено представлять Белоруссию на Олимпийских играх. Поэтому, когда возникли проблемы, она первым делом подумала о том, как помочь команде. А Тимановская включила гордыню: её величество поставили перед фактом, что нужно участвовать в эстафете, её заставляют исправлять «косяки» чиновников…
Она однозначно 100-процентно не права. Можно было в корректной форме отказаться от участия в забеге, объяснить ситуацию. Хочешь пристыдить олимпийский комитет— сделай это после соревнований. Но прямо в разгар Олимпиады выносить сор из избы — это отвратительный поступок. К тому же Тимановская сознательно политизировала эту ситуацию. В своем видеообращении она отметила хэштегами оппозиционные СМИ, которые готовы воспользоваться любым поводом, чтобы дискредитировать белорусскую власть. Это как вообще понимать? Девочка решила поиграть в политику? Получила закономерный результат: по политическим мотивам её решили поскорее вернуть домой.
«СП»: — В Минске некоторые уже считают, что это была спланированная политическая акция. Насколько это вероятно?
— Бред. Как её можно было спланировать? Никто не знал, что двум спортсменкам, заявленным на участие в эстафету, придется искать замену. Никто не знал, что выберут Тимановскую. Это стечение обстоятельств. Другое дело, что ушлые борцы с «кровавым режимом» могли оперативно воспользоваться ситуацией, когда Тимановская раздула этот скандал. И особенно когда её отстранили от дальнейшего участия в Олимпийских играх.
«СП»: — Страны Европы уже наперебой предлагают Тимановской визу. Такое ощущение, что противники Лукашенко просто искали любой повод, который можно было бы политизировать и с радостью ухватились за эту ситуацию…
— Абсолютно. Меня просто поражает этот поток новостей. Весь мир вдруг озаботился судьбой Тимановской. Хотя если бы аналогичная ситуация произошла в другой сборной, никто бы и внимания не обратил. Подумаешь, за неспортивное поведение какую-то бегунью с весьма посредственными результатами отправляют домой…
Интересно, а не хотят ли все эти ярые правозащитники предоставить убежище судье Чаусу, которого украинские спецслужбы средь бела дня выкрали на территории другого государства (Молдовы) и прятали его несколько месяцев? На это никто внимания не обращает, все ОК.
«СП»: — Тут вон еще и Тихановская подвязывается. Будут ли из бегуньи теперь делать новую «звезду» оппозиции?
— Разумеется. Тимановская станет очередной «жертвой режима». Хотя в чем жертвенность? Ей-богу, не понимаю.
Её якобы хотели насильно вернуть в Белоруссию. Что значит насильно? Тимановская не отдыхать в Японию приехала. Её вызвали в сборную команду, она обязана подчиняться решениям своего непосредственного начальства.
О судьбе Тимановской, думаю, можно не беспокоиться. Продолжит тренироваться и выступать в какой-то другой стране — её где угодно могут приютить.
«СП»: — Лукашенко критикует спортсменов, говоря, что они якобы все бчб. Так ли это и почему? В Белоруссии установка «спорт вне политики» не работает?
— Мне вообще очень не понравилось это заявление Лукашенко. Что значит все БЧБ? Иван Литвинович, который принес Беларуси первое «золото», подписывал провластное открытое письмо с призывом не политизировать спорт в Белоруссии. Второй призер — Максим Недосеков —- раскритиковал поведение Тимановской.
Конечно, установка «спорт вне политики» не работает. Нигде. В Белоруссии — тем более. С этим просто нужно смириться.