Китай перезапускает олимпийскую историю
Пекинская Олимпиада станет рекордной по всем показателям
С первых дней Пекинская Олимпиада произвела впечатление даже на своих самых непримиримых критиков. Игры демонстрируют лучшие черты китайского менталитета — ответственность и адаптивность. Китайцы эффективно используют игры для налаживания дипломатических связей, демонстрации своего экономического потенциала и культурных достижений.
Восточное партнерство: Китай ищет дружбы с арабским миром
Представительность Зимней Олимпиады с каждым разом растет. На этот раз в Пекин приехали несколько новых национальных делегаций, которых не было на предыдущих играх в Корее, — из Американского Самоа, Виргинских островов, Гаити, Перу, Тринидада и Тобаго.
Впервые в зимних играх участвует Саудовская Аравия, которая отправила в Пекин горнолыжника Файика Абди. То, насколько это важное событие для страны, демонстрировало присутствие на церемонии открытия игр почти всего руководства страны. В Пекин прилетели наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман, принцесса Рима аль-Сауд (она же посол в США), а также еще множество официальных лиц.
Визит такой большой саудовской делегации в Китай продемонстрировал упрочение двусторонних связей, которое наметилось в последние годы. В феврале 2019 года саудовский кронпринц побывал в Китае и заявил, что обе страны вместе будут бороться с терроризмом и экстремизмом.
В апреле 2021 года китайский лидер Си Цзиньпин и принц бен Салман снова провели переговоры (на сей раз онлайн), по итогам которых объявили о еще большем упрочении связей. Китай поддержит саудовскую «Зеленую инициативу», направленную на декарбонизацию Ближнего Востока. А Саудовская Аравия, в свою очередь, будет сотрудничать с Китаем ради реализации инициативы «Один пояс — один путь» (напомним, что это главный проект самого Си Цзиньпина).
Дипломатические сближение происходит на фоне сближения экономического: Китай уже стал крупнейшим торговым партнером саудовской нефтедобывающей госкомпании Saudi Aramco. В свою очередь, Фонд национального благосостояния Саудовской Аравии, в котором накоплено $450 млрд, активно инвестирует в китайские компании. Точные объекты инвестиций пока не раскрываются, но уже понятно, что именно благодаря выходу на китайский рынок фонд сумеет реализовать свою самую амбициозную задачу — аккумулировать $2 триллиона.
Пиво, кеды и фаст-фуд: Китай популяризует на Олимпиаде свои бренды
Западные державы снова попытались использовать грандиозный спортивный праздник для сведения политических счетов. Впрочем, на открытие Олимпиады прилетели трезвомыслящие политики — это главы 18 государств и правительств. И среди них лидеры 3 западноевропейских государств — Люксембурга, Польши и Сербии, которые не поддались на шантаж Брюсселя.
Контакты с Китаем для этих государств значительно важнее. Для самого Си Цзиньпина, который из-за пандемии не выезжал за пределы Китая с середины января 2020 года (тогда китайский лидер посетил Бирму), Олимпийские игры стали возможностью провести значимые международные переговоры у себя на родине.
Но главное, Олимпиада стала смотром достижений крупного бизнеса Китая: в списке глобальных партнеров игр кроме давно прописавшихся там Coca-Cola, Intel и General Electric оказалась крупнейшая китайская корпорация Alibaba Group.
В качестве официальных партнеров игр выступили крупнейшие китайские компании, начиная от пивных брендов Tsingtao и Yanjing и сети ресторанов фаст-фуда Yum и заканчивая производителей спортивной обуви Anta Sports и образовательной онлайн-платформой Yuanfudao.
Очень грамотное решение о спонсорстве, ведь его распределили между экспортными брендами Китая, которые, впрочем, еще недостаточно известны за рубежом. И десятки тысяч олимпийцев — спортсменов, тренеров, чиновников — из 90 стран, которые прилетели в Пекин, затем станут добровольными амбассадорами китайских брендов в своих странах.
Культурный экспорт: «Дом летающих кинжалов» и респект Чайковскому
Олимпиада стала не только дипломатическим и инвестиционным, но и культурным месседжем Китая глобальному миру. Еще в 2019 году был создан департамент церемоний открытия и закрытия Олимпиады, где разрабатывалась концепция шоу. Площадкой изначально было выбрано «Птичье гнездо», построенное в Пекине к предыдущей китайской олимпиаде в 2008 году.
Кстати, Пекин стал первым в мировой истории городом, который одновременно принимал и зимнюю, и летнюю Олимпиады. Это позволило эффективно использовать многие олимпийские объекты, построенные к играм-2008, в том числе «Водный куб» (национальный центр водных видов спорта), «Укэсон-арена» (олимпийский баскетбольный дворец), государственный дворец спорта в Пекине, национальный конференц-центр и многие другие.
Режиссером церемонии открытия Олимпиады стал самый именитый китайский кинорежиссер, прекрасно известный на Западе, — Чжан Имоу. Именно он сумел популяризовать на Западе китайский киножанр уся — это исторические батальные фильмы такие как «Герой» и «Дом летающих кинжалов».
Имоу благодаря ним заработал славу визионера, который имеет и авторское видение, и чувствует массовую аудиторию. Весьма любопытная деталь, которая показывает чуткость китайцев к дипломатическим деталям: в церемонии открытия использовались классические мелодии. И в знак уважения к главному иностранному гостю церемонии — Владимиру Путину — звучала классика русских композиторов, Петра Чайковского и Михаила Глинки