Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Происшествия
25 августа 2015 12:22

Воздушные бомбилы

Кто отвечает за небо над Москвой?

2592

«Гидровертолёт! Спешите видеть! Только в Москве!» Новостным лентам и в летнюю бессобытийность есть, чем взорвать эфир: «В Москве вертолет с четырьмя людьми на борту упал в Москва-реку». ЧП произошло на Рублевском пляже в районе деревни Мякинино в 30 метрах от берега.

Воистину такое возможно если не только в России, то в России такая вероятность более велика. Потому что за деньги здесь можно всё! В очередной раз в этом нас убедили водные процедуры геликоптера Robinson R44, принадлежащего столичному девелоперу Евгению Тростянецкому. Его группа компаний «Два Капитана» участвует в строительстве крупных проектов и жилых микрорайонов по всей стране. Парень богат, потому у него, как говорят коттеджные соседи, вертолётов — два. Он их частенько выгуливает над головами граждан. И есть все основания полагать, что без всяких разрешений.

Находившиеся на борту отделались лёгким испугом. «Пострадавшим даже не понадобилась помощь медиков». Сами выбрались из воды. Сначала сообщали о пятерых, поясняя, что на таком вертолёте можно находиться только четверым. Потом вдруг всё оказалось по правилам — четверо. Но вот когда дело дошло до перечислений, как ни крути: родители предпринимателя — 81-летний Яков Тростянецкий и 83-летняя Ирина Тростянецкая, друг Александр Улик и пилот Геннадий Сидоров и «предположительно» четырехлетняя дочь предпринимателя. Сколько? Пальцев одной руки хватит, чтобы внести ясность: пятеро. Ведь ребёнок, насколько я понимаю, тоже человек? Или у владельцев самолётов- вертолётов как-то всё иначе? Впрочем, предположение могло и не подтвердиться…

Вертолет — ничуть не удивили нас СМИ, сославшись на источник в службах транспортного надзора региона — совершал несанкционированный полет. Создаётся впечатление, что несанкционированных вертолётов в России уже больше, чем нелегальных такси — «бомбил». Полет вертолета не был согласован с соответствующими службами. Компания летела с Рыбинского водохранилища в деревню Мякинино, где на территории их коттеджа есть частная вертолетная площадка. Которая нигде не зарегистрирована!

Плавающее воздушное судно вызволяли из воды два катера и одна лодка МЧС. Водолазы несколько раз нырнули в воду, чтобы прицепить к «Робинсону» надувные понтоны. Эти приспособления буквально вытолкнули махину на поверхность воды, после чего катера отбуксировали ее с места падения. А вот за чей счёт праздник на воде? Если у вас на дороге заглохнет мотор, то за «отбуксировать с места аварии» вам придётся, извините, заплатить. А как с такого рода аварийными работами? Спасение такого ранга утопающих дело рук и карманов чьих?

Если учесть, что это уже третий инцидент с частными вертолётами за месяц в одной только в Москве, то хочется сказать: тенденция, однако. 8 августа над Истринским водохранилищем R44 столкнулся с гидропланом, погибли девять человек, 21 августа в Московской области в районе деревни Хлюпино Robinson совершил жесткую посадку.

То есть над нами — свободная зона? Робинсоны без границ? Летает, кто пожелает? И даже не надо никаких разрешений, согласований…

По словам заместителя председателя Ассоциации вертолётной индустрии Александра Калачева, «все, что нужно для полета, — свидетельство частного пилота. Прочие документы не нужны. За всевозможные разрешения отвечает владелец судна». А в нашей стране разрешением для всего является то, что ты — глава холдинга. А потому и вертолётные площадки незарегистрированные «садись — не хочу, взлетай — не желаю!» Тем более священная частная собственность! Вертолётные площадки? Разве это преступление? А «посетить» тебя без твоего разрешения на твоей территории органы могут только в том случае, если есть сведения, что совершено преступление.

И стрелочником всегда будет пилот! Правда, и он знает, за что страдает: средняя зарплата пилота «Робинсон Р44» — 150−170 тысяч рублей. Так что желающих «я бы в вертолётчики пошёл» — немало. А наказание? Насмешка: штраф в 2 или 5 тысяч рублей. За проезд зайцем в транспорте столько же берут. И то — две тысячи выложишь, если тебя поймали. А кто тебя поймает в небе-то? Если взлетел — приземлился на территории коттеджа на незарегистрированной площадке, то кто докажет, что ты летал и что разрешения не имел?

То нам показывали лихача, который на гидросамолёте вообще самовольно летал-катал желающих. А служители стоянки, откуда он взмывал и куда приводнялся, так и заявляли: он у нас просто парковался. Не наше дело, разрешения на что бы то ни было спрашивать. Заплатил за постой — и славненько.

А если некие незаконопослушные граждане на борт возьмут и распылят или скинут над Москвой? Воздушные бомбилы пострашнее дорожных. И кто их за руку поймает? Какие следы на воздухе? Это машину можно отследить: видеокамеры, автоинспекторы, бросятся в погоню, план «Перехват» и прочее. А тут какой контроль и перехват? Какие видеокамеры в небе?

При нынешней технике разве проблема — прицепить «электронный браслет» к летательному аппарату? Чтобы строгая регистрация и учёт. Разве за небо в Москве никто не отвечает? И вот у соответствующей службы на карте (как автобусы сейчас у диспетчеров), где кто находится: на аэродроме ли стоит, куда-то ли летит. И на каждый полёт разрешение представляет. Если летал без санкции — конфисковать летательный аппарат. Тут владелец не сошлётся, что нанятый им пилот самовольно действовал. Вот владельцы огнестрельного оружия отвечают за то, что не обеспечили сохранность, если оружием овладел кто-то и совершил преступление или намеревался. Обеспечь должное хранение! Ведь вертолёт-самолёт представляют несравнимо большую опасность. А их владельцам — все условия, чтобы они были «неуловимыми Джо», которых попросту никто и не ловит. Или кому-то выгодно?

Справка «СП»

Земельным кодексом РФ все земли России разделены на категории в зависимости от их целевого назначения. В частности, земли транспорта и иного специального назначения выделены в отдельную категорию (п. 3 ч.1 ст. 7 ЗК РФ). Следовательно, использование земель иных категорий, скажем, сельскохозяйственного назначения, для размещения транспортных объектов не допускается. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 ЗК РФ), в частности, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (ч.2 ст. 7 ЗК РФ). Такой классификатор утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540, где в разделе «Воздушный транспорт» под кодом 7.4 значится размещение аэродромов, вертолетных площадок, обустройство мест для приводнения и причаливания гидросамолетов, размещение прочих объектов, необходимых для взлета и приземления (приводнения) воздушных судов, и иных объектов, необходимых для посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания и обеспечения их безопасности.

Следовательно, устройство вертолетных площадок и причалов гидросамолетов на непредназначенных для этой цели земельных участках не допускается.

Последние новости
Цитаты
Александр Михайлов

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе

Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня