Последние опросы показывают, что индекс счастья в стране зашкаливает
Ровно год назад, 25 декабря 2016 года, потерпел крушение военный самолет, летевший в Сирию. Следствие продолжается до сих пор. Сегодня в Следственном комитете России заявили, что полностью исключена версия взрыва на борту Ту-154. Основными версиями называются— попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность
Потерпевшими признаны 156 человек. Как известно, в авиакатастрофе погиб практически весь легендарный ансамбль им. Александрова. Среди погибших также — Елизавета Глинка, больше известная как доктор Лиза.
На её счету тысячи спасённых жизней. Она вывозила из-под огня раненых и тяжелобольных детей Донбасса, помогала неизлечимым пациентам в хосписах, кормила и лечила бездомных, собирала средства для пострадавших от пожаров и наводнений.
Ее фонд продолжает работать. Теперь он называется «Справедливая помощь Доктора Лизы». Сотрудники фонда считают, что лучшая память Лизе — это продолжение ее дела.
— Конечно, это был очень сложный год — без Лизы, — рассказывает президент МБОО «Справедливая помощь Доктора Лизы» Ксения Соколова. — Помимо того, что и для каждого сотрудника Фонда, и для наших подопечных смерть Лизы — личная трагедия, перед нами стояла очень трудная задача — сохранить фонд. Это был наш долг перед ней, и сейчас можно точно сказать, что с этой задачей мы справились.
Последние опросы показывают, что индекс счастья в стране зашкаливает
Удалось сохранить все направления, которые Лиза начинала. Это помощь бездомным, помощь малоимущим, помощь детям, пострадавшим в результате военных действий и катастроф. Год назад в том же Донецке все очень переживали, кто теперь будет помогать детям. Фонд продолжает Донецкую программу, продолжает вывозить детей. И сейчас ставит перед собой задачу развиваться. «Такой, как Лиза больше нет, заменить ее никто не сможет, но мы хотим создать систему, которая будет работать как „коллективная Лиза“. Чтобы наш фонд мог помогать не сотням людей, а тысячам», — объясняет руководитель организации.
Она говорит о том, что есть огромное количество людей, готовых продолжать дело Лизы:
— Это потрясающе: те люди, которые даже не знали ее, а просто видели какое-то интервью, в какой-то момент понимают, что хотят помогать и приходят в фонд. Лиза вдохновляет до сих пор. Она говорила: не наша задача — оценивать, кто и в чем виноват. В трудной жизненной ситуации может оказаться каждый. Сейчас лучше нам, значит, мы и должны помочь.
«СП»: — Фонду уже 10 лет. Но узнала о нем вся страна именно благодаря программе помощи детям, пострадавшим в результате военных действий. Что сделано в этом году?
— В этом году мы вывезли 77 детей. Но сейчас горячей войны уже нет, и мы вывозим в основном тех, кому не могут оказать помощь в Донецке и Луганске — детей с очень серьезными заболеваниями. Есть другая проблема: из-за войны многие больницы остались без специалистов, не хватает оборудования. Поэтому мы помогаем больницам техникой, обучаем врачей -- чтобы как можно больше детей могли получить помощь на месте.
У нас есть параллельный проект — милосердия. Несколько лет назад нам выделили небольшое здание на территории заброшенной больницы на Новой Басманной — там Лиза мечтала открыть больницу для бедных. Но когда она начала привозить детей с юго-востока Украины, выяснилось, что многие из них нуждаются в длительной реабилитации. И тогда из этого помещения сделали Дом милосердия. Там до сих пор живут семьи с детьми, находящимися на лечении в московских больницах.
«СП»: — У вас есть и программа помощи умирающим пациентам — это проект, с которого все начиналось?
— Да, у Лизы Глинки умирала мама, — она ухаживала за ней и познакомилась с людьми, чьи родственники тоже умирали, — и решила, что нужно помогать. Эту программу мы продолжаем — хотя в последнее время паллиативная помощь в России стала развиваться, и ситуация гораздо лучше, чем 10 лет назад, мы не можем забросить этот проект.
Лиза очень много занималась и бездомными — и за 10 лет изменила отношение российского общества к этой проблеме, в том числе и властей. У нас есть программа «Вокзал по средам», еженедельно наши машины подъезжают к Павелецкому вокзалу, это происходит уже 10 лет. Лиза это как раз и начинала. С одной машины раздается еда, чай, с другой медикаменты, средства гигиены.
Мы помогаем и малоимущим — чаще всего речь идет об инвалидах, одиноких стариках, которым мы выделяем ежемесячную продуктовую помощь, при необходимости оказываем финансовую помощь.
«СП»: - Кто становится вашими волонтерами?
— Самые разные люди, и их все больше. Есть ощущение, что в целом в стране запрос на благотворительность стихийно растет — есть желание делать добро.
Вообще, наш подвальчик на Пятницкой, где Лиза работала - это место, куда несут помощь и куда за ней приходят. Сюда можно принести старые вещи, продукты, можно прийти и сказать: я хочу помочь. После смерти Лизы это место очень важно было сохранить, потому что для многих людей это стало «место Лизы», люди туда продолжают приходить к ней.
У нас есть волонтеры, которым за 80 лет. Они приходят и режут бутерброды. Для них важно, что они могут оказать помощь. Есть те, кто приходит разбирать вещи, те, кто помогает раздавать еду бездомным. Есть волонтерами с автомобилями — ведь когда ребенок выписывается из больницы, его нужно отвезти на вокзал.
«СП»: — А новые программы появились?
— Мы придумали программу «Доктор Лиза — пенсионерам Москвы». Пока Москвы. Планируем работать совместно с социальными службами. Наши фургончики будут развозить продуктовую помощь, а волонтеры -- помогать пенсионерам всем необходимым. Помимо вещей, продуктов, людям нужна еще и радость. Это тоже очень важно. Начнем с одного района, потом этот опыт можно будет масштабировать.
Планируем расширять и свою программу работы с бездомными. Есть проблема социализации этих людей. Мы стали изучать опыт других фондов. Хороший пример — фонд «Ной». У них «Дома трудолюбия», куда принимают бездомных. Они получают и крышу над головой, и возможность работать, стимул. Работающие содержат тех, кто работать не может: инвалидов, стариков. Мы стали сотрудничать.
Конечно, Лиза была сердцем, мотором всей организации, к ней присоединялись люди. После ее смерти пришлось выстраивать всю систему заново, и это было сложно. Но мы справились, и будем развиваться.
Чего так сильно испугался глава Сбербанка
«СП»: - Недавно была издана книга «Доктор Лиза «Я всегда на стороне слабого» — совершенно потрясающая.
— Она состоит из дневниковых записей, которые Лиза вела в «Живом Журнале». Через ЖЖ люди узнавали, кому нужна помощь. Мы думали, как эту книгу делать — и поняли, что Лиза уже написала ее сама. И решили эти записи опубликовать. Самое удивительное, что она пишет об очень тяжелых вещах, про умирающих детей, но после прочтения не остается ощущения безысходности. Есть какой-то свет, надежда. Читаешь — и как будто говоришь с Лизой…
Если вы хотите помочь
В подвальчик по адресу Пятницкая, 17/4 стр. 1 можно приносить сезонные вещи и обувь. Главное, чтобы все было в нормальном состоянии и чистым. Нужны и продукты — только не скоропортящиеся: крупы, консервы. Есть потребность и в средствах гигиены, безрецептурных медикаментах. В фонде благодарны всем. Пожертвования можно оставить на сайте, там есть реквизиты. Работает и СМС-номер для пожертвований: 2222 с указанием суммы.