47-летний журналист из Томска Константин Попов (на фото), избитый в вытрезвителе сотрудником милиции во время новогодних праздников, утром 20 января скончался в клинике Сибирского государственного медицинского университета. Врачи до последнего боролись за его жизнь, но, увы, медицина оказалась бессильна — слишком тяжелы были увечья.
Корреспондент «Свободной прессы» связался с томским Союзом журналистов, благодаря усилиям которого «дело Попова» получило огласку.
«СП»: — Что вы сейчас намерены предпринять?
— Известие о смерти Константина повергло нас в шок. Мы знали, что он находится в тяжелом состоянии, но надеялись, что выкарабкается. Сегодня утром в Кафедральном Богоявленском соборе по благословению архиепископа Томского и Асиновского Ростислава был прочтен молебен в его здравие. Это укрепило наши надежды. Но около 15 часов, когда у нас заканчивалось правление, раздался звонок, и нам сообщили, что Константин скончался. Мы были потрясены. Позвонили родственникам, сказали что произошло. Завтра мы примем решение о дальнейших действиях, — говорит председатель томского Союза журналистов Алексей Севостьянов.
«СП»: — У Константина большая семья?
— Жена, дочь от первого брака, отец, мать, сестра. Для всех них сообщение о смерти Кости стало настоящим ударом. Когда он был еще жив и родители, и супруга опасались, что дело замнут или спустят на тормозах. Теперь этого не произойдет. Мы будем до конца следить за развитием событий.
«СП»: — День похорон уже известен?
— Дату и место определят родственники с учетом действий следственной экспертизы. Но думаю, что это будет пятница.
Правление Томского союза журналистов опубликовало некролог:
«Выпускник отделения журналистики Томского государственного университета Константин Витальевич Попов хорошо известен в томской журналистике. Журналист и ответственный секретарь газет „Молодой ленинец“ и „Московский комсомолец“ в Томске», руководитель пресс-службы компании «Томскнефть», репортер теленовостей ГТРК «Томск», один из руководителей и ведущих журналистов издательского дома «Тема», он ушёл из жизни в расцвете творческих сил. Гибель Кости несправедлива и чудовищна. Она потрясла всех, у кого есть совесть и сердце. Мы выражаем глубокие соболезнования родным, близким, друзьям Кости, всем, кто воспринял его трагедию, как свою собственную".
История о жестоком избиении в томском вытрезвителе всколыхнула весь город.
Константин Попов, хорошо известный томский журналист, был доставлен туда в ночь на 4 января. По одной из версий, сотрудники милиции, прибывшие по жалобе соседей на громкую музыку, забрали журналиста из собственной квартиры. В вытрезвителе Попов, которого связали, был жестоко избит. Но предварительно ему был сделан успокоительный укол.
Добравшись домой, он вызвал «скорую». В больнице врачи обнаружили у него повреждения мочевого пузыря и кишечника. В СМИ также появилась информация, что потерпевший мог быть подвергнут в вытрезвителе надругательствам сексуального характера. 10 января Константин впал в кому, из которой уже не вышел.
Достоверно известно обо всем этом стало лишь 14 января. В тот же день СЖ распространил заявление, в котором призвал отправить в отставку руководство областного УВД. Это заявление подписали авторитетные в области редакторы местных СМИ.
На следующий день подозреваемый в совершении преступления 26-летний сотрудник милиции Алексей Митаев по решению суда был взят под стражу. Ему было предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного Кодекса — «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии» и «превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий».
— Митаев сваливает свое деяние на семейные обстоятельства, — сообщил журналистам заместитель руководителя следственного управления СКП РФ по Томской области Андрей Гусев. - Обвиняемый утверждает, что находился в состоянии глубокого стресса, поскольку живет на две семьи, и у него трое малолетних детей — двое от одной женщины, и еще один от другой.
Кстати, в деле другого милиционера — московского майора Евсюкова, тоже фигурировали «сложные семейные проблемы». Из-за этого он и пошел убивать людей…
В понедельник, 18 января, глава УВД области генерал-майор Виктор Гречман сообщил, что после заседания коллегии подали рапорт об отставке заместитель начальника УВД, в чьем непосредственном подчинении находится медвытрезвитель, начальник отдела организации деятельности спецучреждений милиции и конвоирования, а также сам начальник вытрезвителя.
Сейчас уже точно известно, что в момент совершения преступления в вытрезвителе, куда в состоянии среднего алкогольного опьянения был доставлен Попов, находилось восемь сотрудников. Все они проходят по делу, как свидетели.
— Как нас убеждают всё это время, никто из них ничего не видел и не слышал, — продолжает Алексей Севостьянов.
Любопытная деталь: кабинет, где был избит Попов, не был оборудован видеокамерой, хотя в остальных помещениях вытрезвителя они установлены. Очевидно, Митаев об этом знал. Но мотивы преступления еще предстоит выяснить следствию. В связи с этим подозреваемый будет отправлен на экспертизу.
Повлияет ли смерть журналиста на переквалификацию предъявленных милиционеру статей уголовного кодекса? С таким вопросом корреспондент «Свободной прессы» обратился в Следственный Комитет Прокуратуры РФ по Томской области.
— О переквалификации на данный момент речь не идет. Следствием назначено проведение судебно-медицинской экспертизы по установлению причины смерти. Если действия милиционера будут находиться в причинно-следственной связи со смертью потерпевшего, то переквалификация неизбежна. Если этой связи не будет установлено, то все останется как есть, — отвечает пресс-секретарь СКП РФ по Томской области Елена Лебедева.
«СП»: — Как долго будет длиться экспертиза?
— Это делается не за неделю. Я думаю, результаты будут известны в феврале, не раньше. Надеемся, что само дело закончим в марте.
«СП»: — Когда Митаеву было предъявлено обвинение?
— 6 января. Само дело возбудили за два дня до этого. Сотрудники службы безопасности провели оперативное расследование и выяснили, что из восьми человек дежурной смены преступление мог совершить именно он. Подчеркну, что раскрыли преступление именно сотрудники милиции, дело к нам попало уже потом. Поэтому всю милицию чохом ругать не стоит.
«СП»: — Сообщалось, что Митаев на имя руководителя службы безопасности написал «явку с повинной». Это так?
— Да. Формально в суде это обстоятельство будет учтено. В какую сторону — решать судьям.
Между тем, у коллег Константина Попова накопилось немало вопросов к следствию. В частности, они не понимают, почему после предъявления Митаеву обвинения, тот полторы недели разгуливал на свободе. В самом деле, странно.
В Живом Журнале
Jan. 20th, 2010 at 4:53 PM
Когда-то давно, в городе Томске жила маленькая девочка Аня, ее еще называли Нюша, она была очень скромная и добрая и верила в Деда Мороза. И на первый ее сознательный Новый год, когда Анечке было года 3 к ней пришел Дед Мороз. Анечка его очень испугалась и бросилась бежать и даже заплакала. Потом мама раскрыла Нюше тайну - Дед Мороз, оказывается, ее коллега из «Молодого Ленинца».
А теперь вот Нюша давно выросла и перестала верить в Деда Мороза. А сегодня узнала, что он — мой первый Дед Мороз — умер… После жестоких побоев… От рук какого-то недоделанного урода!
Плачу…