Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Катастрофа «Союза»: На кого спишут позор космического масштаба

Самая надежная ракета не долетела до МКС из-за «усталости металла»?

11161
Материал комментируют:

История покорения космоса имеет немало трагических страниц — при запусках ракет и их приземлении погибло более 300 человек. Памятны аварии при старте американских шаттлов Челленджер и Колумбия, Апполона-1, отечественных «Союз-1», «Союз-11». С большим количеством жертв прошли катастрофы на Байконуре в 1960 году (незадолго до легендарного полета Гагарина), произошедшая из-за возгорания топливных баков ракеты перед запуском. Пожар в ракетной шахте Серси (Арканзас) в 1965 году, взрыв на космодроме Плесецк в 1980 году, на космодроме Сичан в Китае в 1996 году, когда после неудачного пуска ракета упала на деревню, на космодроме Алкантара в Бразилии в 2003 году, после которой космическая программа страны была парализована.

Нынешняя аварийная ситуация с российской ракетой-носителем «Союз-ФГ» не столь драматична. Самое главное, что люди, экипаж в составе космонавта Роскосмоса Алексея Овчинина и астронавта НАСА Ника Хейга, остались живы, благодаря надежно сработавшей системе аварийного спасения (САС). Отметим, что только в нынешнем году носителем подобного класса на МКС были отправлены две экспедиции. 21 марта 2018 года был осуществлен успешный запуск пилотируемого корабля «Союз МС-08» с тремя членами экипажа — космонавтом Олегом Артемьевым и астронавтами НАСА Эндрю Фойстелом и Ричардом Арнольдом. 6 июня стартовали в космос на борту «Союз МС-09» Сергей Прокопьев, американка Серина Ауньен-Чэнселлор и немец Александр Герст. Всё прошло более чем успешно.

И тут вот такая нелепость при старте считавшейся самой надежной из российских ракет-носителей «Союз» в модификации «ФГ», к которой и относится «Союз МС-10». У этой ракеты была безупречная репутация — стопроцентное попадание в цель — выход в космос как с грузовыми «Прогрессами», так и с «пассажирскими» «Союзами». Созданная в самарском Ракетно-космическом центре «Прогресс», эта ракета предназначена для выведения на околоземную орбиту пилотируемых кораблей типа «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс». В настоящее время это единственный в мире ракето-носитель, используемый для запуска пилотируемых кораблей с экипажами на борту для доставки на МКС. 65-й пуск оказался неудачным.

Причины были названы весьма оперативно — отключились двигатели второй ступени при отделении блоков первой ступени, на 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения. Сработал аварийный маяк, корабль разделился на отсеки и выпустил парашют. Экипаж совершил аварийную посадку и благополучно приземлился. Все живы.

За исключением узкопрофильных специалистов ракетостроения вряд ли кто что-то понял из этого объяснения. В общем, что-то там вовремя не отвалилось, не отошло, в результате чего ракета потеряла управляемость и сработала система спасения. Может гайку не так прикрутили, может болты оказались не той системы. Бывает, вот даже в навороченных автомобилях мировых брэндов случаются издержки при сборке и их потом отзывают на доработку. Но! Речь идет в данном случае о ракетном производстве, где каждый миллиметр имеет значение. Соответственно, нужно найти «стрелочника»! Кто виноват?

Сразу на ум приходит имя главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Он ведь у нас «главный по тарелочкам». Человек с дипломом международного журналиста МГУ поднялся до «космических высот» тернистым путем, в котором был и фактор принадлежности к руководству ВПК. С конца мая 2018 года возглавил «Роскосмос», где получил негласное прозвище «Незнайка на Луне», за ряд программ по освоению лунной поверхности и планам полетов на Марс. Ничего личного — Дмитрий Олегович, как человек эрудированный и прогрессивный, искренне старается развивать космическую отрасль России. Вероятно, что какие-то его планы воплотятся в жизнь и на Луне еще будет трепыхать на космическом ветру российский флаг. Но вот реалии нынешних космических программ он как-то пустил на самотек, смотря в будущее, забыл о настоящем.

Рогозина сейчас критикуют многие. Зачастую по делу. Вот и член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков, указывает на то, что авария ракеты-носителя «Союз МС-10» в очередной раз доказывает системный кризис космической отрасли в России. Научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев, тоже пеняет на системный кризис в космической отрасли, и пеняет Рогозину, что тот, начиная с должности вице-премьера «по оборонке», так ничего и не сделал для его преодоления.

В общем, именно Рогозин ту гайку на космическом корабле не так прикрутил. Дмитрию Олеговичу еще несомненно вставят по самое «небалуйся» за аварийный запуск «Союза» — позор на весь мир случился. Но ведь ракеты неудачно стартовали и до него, с «Протонами» вообще беда была — на 300 пусков 50 аварий. Теперь вот «Союзы» теряют репутацию. Почему?

«Союз-ФГ» является последней ракетой в поколении своего класса. Их, «неотстреляных», осталось всего несколько штук, предположительно, что-то около восьми. Пылятся на складах. Выбросить жалко. Вот и «пуляют» ими в космос в ожидании новых ракет «Союз 2.1а», которые сейчас в количестве трех штук изготавливаются на РКЦ «Прогресс».

— Есть такое понятие как «усталость металла», знакомое тем, кто сдавал экзамен по сопромату, — говорит сотрудник «Роскосмоса» Владимир Попов. — Вот и нынешняя модификация «Союза» уже несколько устарела, «устала» летать и по причине консервации, и из-за отсутствия новых компонентов. Если вы, например, всю зиму не будете пользоваться своим автомобилем, а потом по весне сядете за руль, то «чих-пых» без техосмотра вам гарантирован. Так и с нынешним пуском ракеты произошло — все были уверены в ее надежности, но «болты подтянуть» не удосужились. При всей печальности события соответствующие выводы будут, надеюсь, сделаны. История освоения космоса всегда строилась на извлечении опыта из ошибок.

За кадром аварии «Союза» как-то мельком осталось состояние самих космонавтов — Алексея Овчинина и Ника Хейга (астронавта). Можно только представить, что им довелось пережить в такой ситуации. Это вам не с «тарзанки» в реку прыгнуть. Впрочем, российским космонавтам доводилось переживать и не такие истории.

Читайте также

…Космическая бездна лишь с Земли кажется необитаемой и обозначает себя далеким мерцанием звезд. Там, на орбите, кипит своя жизнь, вертятся сотни искусственных спутников, туда вторгаются инородные тела, там случаются свои трагедии и катастрофы. 11 февраля 1985 произошло непредвиденное — орбитальная космическая станция «Салют-7», на которой к тому времени отработали несколько советских и международных экипажей космонавтов, вышла из под контроля. Падение 20-тонной махины казалось неминуемым…

Космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, которых послали «оживить» мертвую станцию, со своей задачей справились. «Салют-7» благодаря их поистине героическим усилиям удалось не просто спасти, но и вернуть в рабочее состояние.

Савиных вручили вторую Звезду Героя, Джанибекову (тогда уже дважды Герою) присвоили звание генерал-майора. О подвиге космонавтов сообщили в сводках информагенств, написали статьи, впоследствии сняли документальный фильм, а сейчас и игровое кино. Под авторством Виктора Савиных вышла книга «Записки с мертвой станции». Кажется, что вся эта история пошагово известна и ничего нового уже не придумаешь. Всё так, за исключением разве что так называемого «человеческого фактора» — ощущений двух человек, которым выпало шагнуть в полную неизвестность и сделать то, чего они до конца так и не представляли.

Ну а «Союзам» все еще предстоит летать в космос — с учетом предыдущих ошибок.

Авария ракеты «Союз МС-10», последние новости: Глава NASA прокомментировал аварию «Союза МС-10»

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня