Санкции или контрабанда: Трагедия на Черном море обрастает новыми версиями

Что скрывают моряки сгоревших в Керченском проливе танкеров?

  
12188
На фото: тушение пожара на двух судах в районе Керченского пролива
На фото: тушение пожара на двух судах в районе Керченского пролива (Фото: МЧС РФ/ТАСС)
Материал комментируют:

Газовые танкеры Candy и Maestro загорелись в Черном море по причине запрета на заход в порт Темрюк из-за санкций США. Об этом в среду сообщило агентство Reuters.

По данным источников агентства, руководство газового терминала «Мактрен-Нафта», запретило кораблю Maestro подойти к причалу. По этой причине экипажи начали рискованную операцию по прямой перекачке топлива с одного танкера на другой при неблагоприятных метеоусловиях. По всей вероятности, именно это вкупе с изношенностью судов и низкой квалификацией экипажа привело к взрыву и пожару.

Как сообщают «Ведомости», в 2018 году Минфин США ввел ограничительные меры против девяти физических и юридических лиц, которые, по данным американского ведомства, составляют «международную сеть, через которую иранский режим, работая с российскими компаниями, обеспечивал миллионы баррелей нефти сирийскому правительству».

В рекомендации о санкционных рисках, адресованной «сообществу, работающему в транспортировке нефти», упоминались два корабля, Maestro и Venice (в последствие — Candy). В декабре Reuters опубликовало материал, согласно которому Maestro и Venice и после рекомендации Минфина США продолжили свои операции и регулярно входили в порт Темрюк. После появления материала, как утверждают два источника агентства, порт отказал судну Maestro в доступе, тогда как Venice продолжило заходить в порт, поскольку поменяло название на Candy. По данным собеседников Reuters, газ загружался на один из кораблей, а затем перегружался на другой.

Читайте также
Керченский пролив в огне: Подробности трагедии на море Керченский пролив в огне: Подробности трагедии на море Турецкие моряки сгорели, чтобы не попасть в украинский плен

Танкеры Candy и Maestro, которые 21 января загорелись в районе мыса Такиль Керченского пролива, ходили под флагом Танзании и, по некоторым данным, принадлежали турецким судовладельцам, которые еще в 2015-м году попали под американские санкции за организацию поставок сжиженного газа на территории, подконтрольные сирийскому правительству.

Известно, что Maestro пришел на перевалку из турецкого порта Мармара Эреглиси, а Candy следовал из российского Темрюка в Ливан. По данным Reuters, в последний раз транспондер Maestro работал в субботу, 19 декабря, и он указывал на то, что судно находится у черноморского побережья Турции. В понедельник оно оказалось около Керченского пролива, где встретилось с Candy. При попытки загрузить газ на Maestro вспыхнул пожар, оба судна загорелись.

На борту находились 32 гражданина Турции и Индии: 10 погибли, 10 пропали без вести, 12 спасены.

Впрочем, в компании «Мактрен-Нафта» информацию Reuters опровергают. По словам директора компании Анатолия Мызало, погрузка сжиженного газа на танкер Candy прошла в штатном режиме на терминале компании в порту Темрюк. Мызало утверждает, что Maestro не запрещали заходить в порт.

Он также рассказал о том, что для перекачки сжиженного углеродного газа с корабля на корабль необходимы специализированная оснастка, профессиональная подготовка экипажа, погодные условия и разрешение портовых властей. «Ответственность за производство таких работ в нейтральных водах должна целиком лежать на капитанах судов», — подчеркнул он.

По его словам, терминал не располагает информацией о запретах в отношении каких-либо судов-газовозов из-за санкций. Мызало также заявил о «полном отсутствии каких-либо причин считать производство погрузочных работ на Candy на терминале „Мактрен-Нафта“ предпосылкой произошедшей трагедии».

Впрочем, вся эта история все равно вызывает массу вопросов. Напомним, ранее «СП» рассказывала о том, что район мыса Такиль еще с украинских времен стал местом нелегальной перевалки морских грузов. И дело тут вовсе не в санкциях, а в том, что судовладельцы таким образом экономят на таможне, портовом обслуживании и т. д. Кроме того, согласно показаниям спасенных моряков, они имели строгое указание делать все, чтобы не попасться в руки ВМСУ. Напомним, украинская сторона развернула настоящую охоту на суда, заходившие в крымские порты, причем чаще всего достается именно судам под флагом Танзании.

Большой вопрос и в том, почему Россия за почти пять лет пребывания Крыма в ее составе ничего не может сделать с «оазисом» контрабандистов в Керченском проливе?

— Первым версию о том, что газ предназначался для Сирии, поспешило обнародовать так называемое «Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и вынужденно-перемещенных лиц Украины», — напоминает крымский журналист Сергей Кулик.

— К сообщениям украинских структур все же следует относиться осторожно. Может быть, газ действительно везли в Сирию, хотя в бассейне Левантийского моря, немало богатых месторождений углеводородов. А может, конечной целью были и другие страны.

«СП»: — Можно ли реально что-то сделать, чтобы остановить такие нелегальные перевалки?

— А как приструнить тех, кто находится в экстерриториальных водах — то есть, части моря, изъятой из-под действия местного законодательства?

«СП»: — По утверждению двух источников Reuters, руководство газового терминала в порту Темрюк запретило кораблю Maestro подойти к причалу. Почему? С какой стати российские предприятия следуют американским санкциям, наложенным из-за Сирии?

— Действительно, в прошлом году в отношении этих кораблей Минфин США ввел санкции за поставки газа в Сирию. Ну, а почему хозяева терминала, если верить этому сообщению, запретили кораблю приближаться, этот вопрос нужно задать этим самым гражданам.

«СП»: — Турецкие моряки дали первые показания. По их словам, экипажи имели строгое указание делать все, чтобы не попасться в руки Военно-морских сил соседней Украины. Почему? Каким образом Украина могла бы использовать эту ситуацию?

— Видимо, это связано с одновременно проходившим визитом Порошенко в Израиль. У этой страны, как известно, достаточно непростые отношения с Турцией Эрдогана. Достаточно вспомнить инцидент с «Флотилией свободы», который в 2010 году у берегов Газы захватил спецназ Израиля…

Политолог Иван Мезюхо убежден, что вопросы о том, почему наши компании соблюдают американские санкции, надо задавать их собственникам.

— Возможно, следование американским санкциям продиктовано тем, чтобы не нарваться на новые ограничительные меры. После произошедшего инцидента возникло много вопросов, ответы на которые не лежат на поверхности, как кажется на первый взгляд.

Я сомневаюсь в том, что мы можем это сделать на законодательном уровне. Не хочу приводить конкретные примеры, о которых и так все знают, но некоторые российские компании, которые пытались исполнять американские санкции, не уберегли себя от того, чтобы ограничительные меры на них не распространялись.

«СП»: — Корабли под флагами Танзании фактически принадлежали Турции. Что они делали в Керченском проливе? При чем тут поставки газа в Сирию?

— Собственно говоря, а что вас удивляет? Экономические связи между Россией и Сирией наращиваются. Скажу даже больше, что эти связи наращиваются между Республикой Крым и регионами Сирии. Не так давно Глава Крыма побывал с официальным визитом в Сирии. На днях прозвучала информация о том, что Крым будет способствовать поставкам товаров из Донецкой и Луганской народных республик в Сирийскую Арабскую Республику. Кроме того, по информации Министерства сельского хозяйства Крыма, в этом году в Сирию было отправлено 20 тысяч тонн зерна.

— Нейтральные воды могут использоваться для якорения и перевалки, эта теневая сфера никем не регулируется, — подчеркивает политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.

— Место это историческое: перекрёсток трафика множества торговых путей. Их, правда, стало меньше после введения санкций на крымские порты. Но треугольник Кавказ-Украина-Турция работает активно.

Турецкий флот и украинская погранслужба в акватории Чёрного моря у берегов Крыма всегда решали любой вопрос. По ловле рыбы, контрабанде или незаконной миграции. Турецкие торговые суда переправляли из портов Грузии на лечение в Крым боевиков, воевавших в Чечне. Сейчас ситуация стала заметно лучше, но украинские пограничники в акватории Азовского моря и Черного под Одессой продолжают делать бизнес. «Чёрная дыра» умеет зарабатывать.

Читайте также
Летать в Тель-Авив русским туристам стало опасно - могут сбить самолет Летать в Тель-Авив русским туристам стало опасно — могут сбить самолет Защитит ли «Железный купол» аэропорт Бен-Гурион от сирийских и иранских ракет?

«СП»: Можно ли реально что-то сделать? Ведь перевалка происходит вне российских территориальных вод. Получается, запретить это нереально?

— Уверен, что этот вопрос обсуждался на уровне делегации Турции, которая приехала с Эрдоганом в Москву. В контрабанде грузов Украина точно задействована. Многочисленные попытки захвата судов со стороны Украины — это отголоски контрабанды.

«СП»: Спасенные турецкие моряки сказали, что имели строгое указание делать все, чтобы не попасться в руки Военно-морских сил соседней Украины. Почему?

— Думаю, как раз из-за попыток рейдерства и шантажа. Пленение украинскими пограничниками может дорого обойтись. Не исключаю, что из-за того, что к проблеме трафика сейчас будет повышенный интерес, и была вброшена «версия» о причастности экипажей к поставкам в Сирию. Ответ, почему это делается, лежит в плоскости, кто контролирует эти поставки.

«СП»: — А как насчет истории с санкциями? В порту Темрюка все опровергают…

— Версия про санкции, повторю, это умышленный вброс. Незаконную перевалку необходимо как-то объяснять. Экипажи явно что-то знают про то, как устроен в Чёрном море этот бизнес. Напомню, в украинские годы у побережья Крыма процветал незаконный вылов рыбы турецким флотом: украинским пограничникам просто давали взятки. И они закрывали глаза. Сейчас у России есть возможность навести порядок и в более сложной сфере. Нужно понять, какие есть законные основания проверять этот бизнес в нейтральных водах.


Происшествия: Керченский пролив в огне: Подробности трагедии на море

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Алексей Коренев

Аналитик ГК ФИНАМ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Опрос
В Казахстане власть сменилась через 30 лет. Для России такой вариант подходит?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня