Не прошло и двух недель с того времени, как стало известно об убийстве историком Олегом Соколовым своей аспирантки и «по совместительству» любовницы Анастасии Ещенко. И предпринятой затем им попытки избавиться от тела. А в Петербурге, как и за его пределами, а также, в соцсетях, стали раздаваться призывы освободить доцента СПбГУ (теперь уже бывшего — вскоре после задержания его оперативно уволили из университетского Института истории). Мол, с кем не бывает, ну, «оступился» человек.
«Масла в огонь» новоявленных защитников «подлил» адвокат обвиняемого в убийстве Александр Почуев. На днях он на полном серьезе заявил о том, что всему виной… полнолуние. Оно, мол, вызывало такую бурную реакцию ученого на рядовую домашнюю ссору с Анастасией. «Три дня было до полнолуния, — озвучил Почуев свою версию преступления. — Известный медицинский факт, что многие дебюты шизофрении совершаются в это время». В общем, мистика, да и только.
Не успели все, кто следит за этой историей, «переварить» данный посыл, как адвокат «вбросил в массы» новый. На этот раз, касающийся «искреннего раскаяния» его подзащитного. Тот, по его словам, даже предпринял попытку суицида, однако, был «вовремя остановлен» силовиками.
На «слезу» бьёт, адвокат, что ли? Или таковы у него с подзащитным «условия игры» — создать в глазах общественности образ несчастного раскаявшегося грешника, лишившего человека жизни волей обстоятельств некой «непреодолимой силы»?
Сейчас Соколов в «Крестах». По тем данным, что просачиваются оттуда, он постоянно получает передачи, питается прекрасно, ест «за двоих». Поев, спит или читает. По тем же данным, отношение сидельцев «Крестов» к новоприбывшему резко отрицательное: «они испытывают к нему презрение и не хотят даже близко с ним находиться».
Зато законопослушная общественность воспылала к «несчастному» почти страстной любовью. Находятся те (в основном это известные в мире шоу-бизнеса персонажи), кто «вдруг вспомнил», что когда-то был с ним знаком, встречался, обедал, обсуждал. Достают из старых альбомов трогательные фото: ну, посмотрите, какой же это убийца?
Другой вариант: «Надо же, а таким казался милым…». Пиар для них, по-видимому, он и на костях пиар! «На костях» даже круче — точно заметят, отметят, запомнят. Нашлись и любители заработать на этой мрачной истории. В Сети появилось немало предложений о продаже книг Соколова с личным автографом. Цена от 15000 до 100000 рублей за экземпляр. О желающих их приобрести пока не сообщается.
Но больше всего впечатляет (со знаком минус, конечно) петиция в поддержку Олега Соколова. Её, собрав подписи, собираются отправить лично президенту РФ. Основной посыл петиции: он же великий ученый!
Корреспонденту «СП» удалось через соцсети пообщаться с одним из тех, кто готов поставить свою подпись под «защитной петицией». К СПбГУ, исторической науке, реконструкциям 27-летний молодой человек отношения не имеет. Но «в курсе события», оно на него «сильно подействовало».
— Вы не понимаете, его скомпрометировали, намерено довели до нервного срыва. Заслуги сира Соколова в науке неоспоримы! — Едва заслышав мой вопрос, касающийся обращения к власти для спасения убийцы, ответил мужчина (судя по аватарке на его странице). — Он же очень уважал Путина, помогал в воссоединении Крыма. Настоящий патриот Родины!
«СП»: — Патриотам, значит, можно истерить, калечить, убивать?
— Ну, он же не нарочно, так получилось…
Пошли и шутки «на крови», по-другому не скажешь. Некий пользователь тиражирует анекдот про «доцента-Красную шапочку», несшего руки им убитой жертвы своей дорогой бабушке. Ещё один предлагает «не ограничиваться подписанием жалкой петиции, а по примеру нашего кумира (О. Соколова — авт.), собраться вместе, привести с собой своих жутких ведьм, и, следуя заветам и нравственным ориентирам вождя, распилить их под водочку и сплавить в ближайшую канаву!».
И все это когда тело жертвы, как говорят в таких случаях, ещё не остыло. Когда её несчастную мать увозят с похорон дочери в предсмертном состоянии. И захоранивают-то, собственно, лишь некоторые останки аспирантки, то, что удалось найти…
С теми, кто пытается урвать на этом преступлении «свою минуту дармовой славы», в принципе всё понятно. С шутниками-циниками, в общем, тоже. Но и те, и другие всегда были и, вероятно, будут. Несчастные люди, озабоченные лишь собственным «я». Их не так уж и много. Но те, кто оправдывает и защищает преступника? Они ведь грозятся уже организовать общественное движение, не только собирая подписи, «обрабатывая» сокурсников по истфаку, товарищей по историческому обществу, реконструкциям.
Отсутствием эмпатии — осознанного сопереживания какому-то эмоционально сильному событию, чужому горю, назвал такое поведение россиян психолог Алексей Рощин. Он считает это характерным для нынешнего российского общества, по его словам, «сословного, практически кастового». А в таком обществе каждый защищает «своих». Доцент Соколов в их глазах человек более высокого статуса, чем его жертва. Отсюда и желание его выгородить, оправдать.
Иная точка зрения у социолога Марии Мацкевич, старшего научного сотрудника Социологического института РАН.
— На самом деле, реакция людей на преступление историка Соколова мало чем отличается от тех, что мы наблюдали в других схожих ситуациях, — считает Мария Георгиевна. — Не бывает так, чтобы все воспринимали всё одинаково и одинаково же выражали свои чувства. Равнодушных к истории с ужасным убийством аспирантки, насколько я знаю, нет. Циники и «пиарщики» не в счет. Их подавляющее меньшинство. В общественном сознании это преступление ужасное, отвратительное, но не уникальное.
Само событие, при всей его трагичности, вызывает самые разные чувства и мысли. Тут ведь сразу столько тем для обсуждения и осмысления: взаимоотношения молодой женщины и пожилого мужчины, аспирантки и преподавателя, и что теперь будет с историческими реконструкциями, одним из основателей которых был Соколов, и роль и власть в обществе публичного человека
«СП»: — Притупляется восприятие?
— Конечно. Особенно преуспел в публикациях о ЧП интернет. С другой стороны, по нашим данным, благодаря во многом ему россияне стали более информированными, имеют на многое собственное мнение. Упрекнуть их в пофигизме точно не могу.
Тем временем, дело об убийстве аспирантки Анастасии Ещенко забрал в свое производство Центральный аппарат Следственного комитета. Обвиняемый историк Соколов, как предполагается, будет этапирован в Москву.
Криминал: Крым: Циничный убийца ребенка даже «пожизненного» не получит
Криминальные новости: В Ростове-на-Дону силовик взял в заложники жену и сына