Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Происшествия / Регионы
9 ноября 2020 20:40

Смертельный рейс: Версии, факты, мнения о жуткой трагедии в Великом Новгороде

О подоплёке, причинах и последствиях ужасного ДТП, в котором пассажирский автобус влетел в здание Новгородского университета

7719

Вечер Дня народного единства обернулся для Великого Новгорода настоящей трагедией, в масштабы которой изначально поверили не все. Я смотрела дома фильм, когда по интернету разнеслось: «Городской автобус врезался в здание университета, погибли трое». На месте мы были через полчаса.

Рейсовый автобус ЛиАЗ-5256.53, выпущенный в 2012 году, следовал по маршруту № 9 из поселка Волховский. Он проехал по Большой Санкт-Петербургской, у завода «Трансвит» снес легковушку, заезжая на кольцо на площади Строителей, начал набирать скорость и врезался в здание Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Вечер трагедии

За пять минут до столкновения со зданием автобус врезался в ВАЗ-2114. Тогда телесные повреждения получили водитель и пассажир автомобиля. Пассажиры злополучной «девятки» еще ничего не поняли.

Через час после аварии мы наблюдали следующее: автобус в крови, кажется, он наполовину вошел в здание, вокруг множество машин, все оцеплено, работают спасатели, полицейские, следователи, дежурят медики. Пока мы добирались до места происшествия, из ГИБДД сообщили: авария произошла в 21.45, погибли двое, восемь пострадавших, в автобусе находилось 26 человек. Это была первая официальная информация.

Читайте также
Дороги в России накроют облигациями Инфраструктурные бумаги пойдут на реанимацию национальных проектов

На месте стало понятно, что еще не всех из автобуса деблокировали. Причин произошедшего никто не знал и тогда еще — боялся даже предполагать. В МЧС дали новые цифры: 1 погибший, 9 пострадавших.

Следственный комитет сразу возбудил уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшему по неосторожности смерть человека — ч. 2 ст. 238 УК РФ. Позже дело переквалифицировали, когда стало известно, что погибли два человека.

Еще в вечер трагедии следователи заявили, что за рулем была женщина-водитель. Эта информация быстро разошлась по новостям, но оказалась ложной. На следующий день в Следственном комитете объяснили, что за водителя приняли девушку-пассажира. Ее обнаружили на водительском месте, и только когда спасателям удалось разогнуть искорёженные детали смятой кабины и достать изломанное тело, стало понятно — девушка жива. А под ней находился труп водителя, 57-летнего Валерия Тарасова.

Девушку и кондуктора доставили в реанимацию и прооперировали. Остальные пострадавшие находились в состоянии средней тяжести.

«Все назад!»

Вторым погибшим оказался 45-летний Павел Горбунов, он входил в «Армию спасения», был священнослужителем и исповедовал протестантизм. Его сделали народным героем, когда в сеть просочилась версия о том, что водителю стало плохо и один из пассажиров (Павел, как все думали тогда) разбил стекло в кабину водителя и пытался управлять автобусом, а когда понял, что трагедии не избежать, крикнул остальным пассажирам: «Все назад!».

Родственники Павла узнали о его гибели от знакомых. В течение суток родным официальные источники не сообщали ни-че-го. У Павла осталась супруга и двое маленьких детей. Женщина постоянно плачет, общаться не может даже с близкими. Кстати, родственники погибшего Горбунова пытались объяснить окружающим, что всенародным героем их Павла, быть может, рано считать — надо дождаться официальных данных. Но народ уже не слушал и буквально предлагал поставить памятник спасителю, который пожертвовал своей жизнью ради остальных.

В региональном правительстве на брифинге вице-губернатор Шульцев подтвердил эту версию. А в самом популярном новгородском сообществе в соцсети «ВКонтакте» появилось несколько комментариев о том, что парень, кричавший «Все назад!», жив. Правда, комментарии быстро потерли, а их отправителей забанили.

Предварительной причиной произошедшего в правительстве назвали то, что водителю стало плохо. Он потерял сознание и неосознанно нажал на педаль газа. Тогда же заявили, что, по данным валидатора, в салоне было 12 пассажиров. Кроме того, было заявлено, что водитель мог скончаться до столкновения со зданием университета.

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин взял на личный контроль страховые выплаты пострадавшим — от тысячи до 2 млн рублей. Расходы на погребение погибших должен был взять на себя автобусный парк.

Однако, если водителя признают виновным в этой страшной аварии, то страховая компания может потребовать с родственников уже выплаченную пассажирам страховку. Как нам пояснил автоюрист, сумма возврата будет рассчитываться в пределах наследственной массы. Т. е. исходя из стоимости того имущества, которое унаследуют родственники от погибшего водителя.

Все иначе

На третий день после автокатастрофы «Новгородское областное телевидение» со ссылкой на Следком сообщило, что «Все назад!» крикнул не погибший Павел, а другой пассажир. Он жив и более того — серьезно не пострадал. Парень отказался от госпитализации и находится дома. Он уже дал подписку о неразглашении.

За столь короткий период времени следователи провели ряд серьезных экспертиз, предварительные результаты которых свидетельствовали, что водитель был жив в момент аварии, а скончался только от полученных в ДТП травм.

Следующей и самой шокирующей новостью стало то, что водитель действовал умышленно. Об этом в пятницу поздно вечером сообщило в своем телеграм-канале всё то же «Новгородское областное». Затем аналогичный пост появился в популярном паблике. И тут же начались различные домыслы, рассуждения, обсуждения и склоки.

Информация от Следственного комитета была обнародована только в субботу утром и звучала так: «Признаков технической неисправности, в том числе тормозной системы, автобус не имел. <…> Согласно показаниям свидетелей, автобус не остановился на красный запрещающий свет светофора, на крики пассажиров остановиться водитель не реагировал, продолжая движение вперед, увеличивая скорость, после чего произошло столкновение автобуса со зданием.

В качестве причин аварии следствие рассматривает различные версии, в том числе умышленные действия водителя, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пассажиров и другие".

Теракт в соцсети «ВКонтакте»

Умышленные действия уже успели наречь и терактом, и самоубийством. Большинство восприняло эту версию в штыки и уже обвинило и страховую, и ПАТП в том, что они не хотят платить семье погибшего водителя, а потому — подкупили следователей.

Общественность стала выдавать свои версии произошедшего. Наиболее популярной стала та, в которой водитель умышленно направил автобус в здание университета, чтобы избежать большего количества жертв. В этом случае он должен был понять, что что-то не так с автобусом или со здоровьем. Но экспертиза говорит, что техника была исправна.

В пику этому кто-то нашел (или придумал) информацию, что во время движения автобуса по кольцу, когда он развивал скорость, горели тормозные огни. Что может означать, что водитель жал на тормоз, но он не работал. Однако водители автобусов со стажем уверяют: одновременно жать тормоз и газ в этой модели автобуса не получится физически.

Также новгородцы не стали отбрасывать и версию суицида: устал, накопились проблемы и что-то стало последней каплей. Знакомые погибшего водителя дают о нем только положительные отзывы. Некоторые пассажиры вспоминают, что Тарасов ездил всегда очень медленно и был достаточно аккуратным водителем.

А вот некоторые из собравшихся на прощании с водителем коллег сообщили нам, что версия с самоубийством вполне имеет место быть. И есть некоторые нюансы относительно личности погибшего, которые пока не хотят разглашать.

По-прежнему остались те, кто утверждает, что у водителя оторвался тромб. Но это не стыкуется с результатами экспертизы. Близкие же Тарасова подтверждают, что у него было больное сердце.

Некоторые местные СМИ сообщали, что водитель не мог потерять сознание и давить на газ, так как все мышцы расслабились бы. Однако бездыханное тело вполне могло бы своим весом надавить на педаль.

Сын водителя и сестра готовы обращаться в суд, чтобы защитить честь своего погибшего родственника. Их можно понять — нелегко читать такие обвинения в адрес родного человека.

Приоткрыть завесу тайны могли бы показания свидетелей, но в группе, в которой общается весь город, их стали удалять. Вот что удалось сохранить:

— Я этого водителя хорошо знала, — пишет водитель автобуса на пенсии. — Последнее время у него было высокое давление, но его никто не отстранял от работы, так как работать некому. Обычно доктор говорит «попей таблеточки», которые ты должен сам купить, и «поезжай потихонечку». Я думаю, ему стало плохо, и дальше судорогой и спазмом сосудов вытянуло ногу, которая стала давить на газ.

— В этом автобусе находился друг моего брата. Когда к водителю подошел молодой человек, водитель сразу закрыл дверь [в кабину], — сообщила новгородка.

— Он подошел к кабине после столкновения с машиной, водитель был жив и даже закрыл дверь изнутри. Этот парень и крикнул всем. Я лично сидел спереди и видел его там, — а это уже комментарий одного из пострадавших.

Еще один пострадавший тоже настаивает на том, что водитель был в сознании. Произошедшее он описывает так:

— Автобус начал набирать скорость от самолета в Колмове. После у «Трансвита» произошел удар. Я смотрел в телефон и не понял, что был за удар. Парень, который сидел рядом со мной на задних сидениях, сказал, что мы что-то цепанули. От Черепичной он начал набирать скорость очень быстро. К водителю сначала подошел какой-то мужик, потом тот парень, что со мной в больнице лежал. Они смекнули, что что-то не то. В этот момент автобус уже вваливал на площадь, не сбавляя скорости. Кто-то спереди закричал, после автобус подлетел на поребриках, после доли секунды он вошел в здание. В этот момент парень, который сидел рядом, улетел вперед. Я схватился за поручни и вместе с ними оторванными [пролетел — прим. авт.] через весь салон, сидения и все такое. Все летело в начало автобуса. Потом отключка, после в состоянии аффекта я еще пытался помогать пассажирам, до кого мог добраться. Потом я потерял много крови из головы, все как слайд-шоу. Но до МЧС я оставался в салоне. Первыми в салон залезли люди, которые проезжали мимо.

Читайте также
ДТП и ПТС уходят в «цифру» Электронные новации, которые сулят водителям головную боль

Этот комментарий был удален, а пользователь забанен администраторами. Зато остались вот такие мнения:

— Человек, который сидел за водителем, погиб. А человек, который стоял рядом с кабиной водителя и крикнул «Всем назад!», отказался от медпомощи и с небольшими травмами находится дома и дает показания «не в пользу водителя». Как-то странно, если учесть, что автобус смят до второй двери. Странный свидетель, «родившийся в рубашке».

Много комментариев было и по поводу руководства автопарка. Спойлер: положительных сообщений не было. С самого начала автопарк обвиняли и в низких зарплатах, и в прохудившейся технике, и в работе на износ.

— Вранье о соблюдении режима труда и отдыха. Данный водитель работал 12/1, 6 дней первой смены, потом — 6 дней второй смены, а потом только 1 выходной. Подтасовка путевок там всегда была, — пишет новгородка, знакомая с ситуацией.

Насколько мы знаем, пока пострадавшим от автопарка не было предложено никакой помощи. Что еще страшнее — волонтеры стали собирать средства гигиены для девушки, оказавшейся в реанимации. Ей требуются подгузники, влажные салфетки, одноразовые пеленки.

Руководитель автопарка Евгений Карпов в то же время, по проверенной информации, четыре года назад приобрел себе дом в центре Великого Новгорода стоимостью от 10 до 15 млн рублей. С юридической стороны он также защищен. Все его дела ведет опытный юрист Иван Махнев.

Читайте также
Облигации, доллары, депозиты: В чем россиянам хранить сбережения Финансисты дают практические советы

— Все знают о его махинациях с топливом и сдаче старых автобусов в лизинг. В автопарке водители и кондукторы берут себе как можно больше смен, чтобы хоть что-то заработать. А он только урезает зарплаты, — рассказал нам один из сотрудников ПАТП.

А в понедельник утром в сети появилась информация, что в автопарке начали проверять автобусы перед выходом на рейс, но не рассчитали время, поэтому общественный транспорт в первый день рабочей недели будет приходить с опозданием.

Как все происходило

Расследование уголовного дело взял под личный контроль глава российского Следственного комитета Александр Бастрыкин. Это касается дела, возбужденного региональным Следственным комитетом. Но есть и еще одно.

УМВД по Новгородской области возбудило уголовное дело по ч. 5 ст. 263 УК РФ — нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц.

Сейчас оба уголовных дела переданы в Следственный комитет и объединены в одно производство. В правоохранительных органах нам рассказали, что даже если водителя признают виновным, его родственники не понесут никакой ответственности и не должны будут возмещать ущерб по уголовному делу.

«По версии следствия, 4 ноября в вечернее время рейсовый автобус находился на маршруте номер 9 и осуществлял движение со стороны поселка Волховский в сторону Новгородского государственного университета. Проезжая по улице Большая Санкт-Петербургская, находясь на кольце рядом с университетом, автобус совершил наезд на бордюрный камень, после чего произошло столкновение со зданием», — это официальные данные от регионального Следственного комитета.

Также в Следкоме нам пояснили, что данные о технической исправности тормозов пока являются предварительными. Автотехническая экспертиза занимает много времени, пока проведен предварительный осмотр. А умышленный характер действий водителя — лишь одна из версий, построенная на нескольких моментах, включая показания свидетелей и траекторию движения транспортного средства.

Читайте также
«Нет Ленина — нет и России» Герман Садулаев о том, почему коммунисты сражаются за символы советской эпохи

Состояние водителя определить экспертизой практически невозможно. Есть только небольшая вероятность, что исследование на гистологию покажет, был ли Тарасов в сознании.

Свидетели страшной аварии подтвердили нам, что водитель был в сознании непосредственно перед столкновением. Их версии отличаются немногим — ведь наблюдали за происходящим пассажиры с разных ракурсов.

— Автобусы всегда вечером едут быстро. Я сел почти спереди от водителя, третье сиденье справа. Сидел в телефоне, потом был жёсткий толчок, но я лично даже подумать не мог, что это машина [имеется в виду столкновение с ВАЗ-2114 — прим. авт.] Думал, может быть на люк наехали. Но начало смущать, что сразу после звука очень сильно пошло ускорение. Затем подошёл молодой парень к кабинке и начал долбить, возмущаться. На повороте уже крикнул «Назад!», и буквально через 3 секунды после этого и ДТП, — рассказал нам один из пострадавших.

По официальным данным, сейчас известно: водитель погиб от черепно-мозговой травмы в результате аварии и мог действовать умышленно. Эти заключения следователи сделали после общения со свидетелями и проведения экспертиз.

Но вся эта предварительная информация, как и версии общественности, не могут точно назвать причину автокатастрофы. Доподлинно можно сказать одно: авария изувечила судьбы десятка людей. А родственников погибшего водителя может ждать еще много неприятных сюрпризов, пока идет следствие.


Также использованы фотографии телеграм-канала «Сокамерник», пресс-службы УГИБДД по Новгородской области, пресс-службы ГУ МЧС России по Новгородской области.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня