Гибель трёх членов экипажа дальнего сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3, произошедшая 23 марта на аэродроме под Калугой, выглядит не только неожиданно, но и несколько странно. Минобороны, заметим, весьма оперативно, сделало заявление, что «в ходе плановой подготовки на земле к полёту произошло нештатное срабатывание системы катапультирования». При этом прозвучала и версия, что нештатная ситуация возникла уже при взлёте — при разгоне или отрыве самолёта от земли, но её впоследствии исключили.
Что же могло произойти на военном аэродроме «Шайковка» в Калужской области, где базируется 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный полк, в состав которого входят самолёты Ту-95МС и Ту-22М3?
Известно, что накануне, 20 марта, самолёты этого полка приняли участие в учениях стратегической авиации. Возможно, что именно недавний пролёт «Белых медведей» над Тихим океаном, который так возмутил японцев, был осуществлён Ту-95МС этой авиационной части. Не в этом суть, у «стратегов» проходили учения и, скорее всего, утренний вылет Ту-22М3 проходил в рамках этих манёвров. На борту самолёта находился и командир полка полковник Белослюдцев (в качестве инструктора), что подтверждает важность этого вылета и особенностью выполнения поставленной задачи.
Если рассматривать первую версию — непроизвольное катапультирование ещё до взлёта, то она имеет место быть. На самолётах Ту-22М3 есть кнопка принудительного катапультирования, с помощью которой командир экипажа может принудительно, в экстренной ситуации, отправить всех за борт — выстрелить сразу четыре катапультных кресла. Есть у каждого члена экипажа и своя индивидуальная «кнопка», чтобы покинуть самолёт. В данной ситуации, судя по всему, решение на катапультирование -по ситуации, или по ошибке — принял именно командир. Пиропатроны вышибли все четыре кресла членов экипажа. В итоге трое лётчиков погибли, а вот один в такой ситуации умудрился уцелеть и выжить.
Предположим, что командир экипажа случайно нажимает кнопку. Это не комполка Белослюдцев, который летит в качестве инспектора и, скорее всего, занимает кресло правого пилота — помощника командира. Экипаж готовится к взлёту, то есть турбины уже запущены и лётчики к тому времени должны надеть защитные шлемофоны и пристегнуть ремни. Если они этого не сделали — это достаточно грубое нарушение, которое не могли допустить ни комполка и не менее опытный командир воздушного судна (должность подразумевает серьёзный налёт и, как минимум, звание «лётчик-снайпер»), да и остальные члены экипажа — штурман-навигатор и штурман-оператор далеко не новички в лётном деле. Они принимали участие и в операции ВКС в Сирии — опыт огромный.
Если произошло нечто подобное, то всё объяснимо. Тот, кто был пристёгнут, тот и уцелел, остальных выкинуло в воздух без парашютов, и шансов на спасение в такой ситуации у них действительно не было. Обратите внимание ещё на одну строку из официального сообщения Минобороны об этой трагедии: «Из-за недостаточной высоты для раскрытия парашютов три члена экипажа при приземлении получили травмы несовместимые с жизнью». То есть парашюты сработали, и все лётчики должны были выжить в случае катапультирования.
— Система катапультных кресел Ту-22М3 предусматривает обеспечение безопасности экипажа, даже при срабатывании на нулевой отметке, то есть с земли, — рассказывает военный авиационный эксперт Александр Дробышевский. — Подобные случаи были и ранее, уж не помню, точно ли с Ту-22, но из фронтового бомбардировщика Су-24, например, лётчики «самозапускались» с земли неоднократно, на этом самолёте конструкторам даже пришлось совершенствовать катапультное кресло, делать его более «умным». При этом даже при случайном катапультировании с земли пилоты оставались живы. Замечу, что эту нелюбимую лётчиками процедуру учебного катапультирования, им приходится проходить как в училищах, так уже во время службы в строевых полках истребительной авиации.
Сейчас выводы и заключения о трагедии на аэродроме «Шайковка», в которой погибли три лётчика стратегической авиации, никто делать не будет. Это прерогатива председателя комиссии по расследованию авиакатастрофы. Опечатаны «чёрные ящики», все записи переговоров изъяты, закрыт доступ и в пункт диспетчерского управления. Наверняка уже возбуждено уголовное дело и доступ к информации будет значительно ограничен. Поэтому любые версии — всего лишь домыслы и предположения. Подробности станут известны лишь после озвучивания доклада комиссии, и то, если это будет сочтено нужным по результатам расследования.
Не претендуя на осведомлённость и оперируя лишь имеющимися на сегодняшний момент фактами, можно предположить, что Ту-22М3 всё-таки успел пойти на взлёт и, возможно, даже успел оторваться от земли. А нештатная ситуация возникла уже на этом этапе полёта — при взлёте.
Что произошло в реальности — лишь из области предположений, но случилось что-то непредсказуемое, коль командир принял решение принудительно катапультировать всех членов экипажа. Возможно, что самолёт в тот момент уже не находился в горизонтальном положении и кресла ушли не вверх, а, допустим, в сторону и тогда парашюты могли раскрыться не у всех. Повторимся, это всего лишь предположения. Реальную ситуацию может рассказать лишь выживший лётчик — в первую очередь комиссии ВКС по расследованию авиакатастрофы.
Самолёты Ту-22 за историю своей эксплуатации разбивались неоднократно, последний случай произошел в конце января 2019 года под Оленегорском в Мурманской области. К слову, на аэродром дальней авиации «Оленья» ещё в 2005 году прилетал в кресле пилота президент России Владимир Путин, правда на самолёте Ту-160 «Белый лебедь» и у него всё прошло благополучно с полётом. А вот с Ту-22М3 были определенные странности — в информационном плане. Первые заявления Минобороны о том, что самолёт попал в «снежный заряд» и что на его борту отсутствовало вооружение, как выяснилось, не соответствуют действительности. Вероятно, что и в нынешней трагедии в Калужской области всплывут более точные подробности и причиной гибели пилотов окажется отнюдь не катапультные кресла.
Несколько слов о самом Ту. Этот дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, получивший кодификацию НАТО Backfire, известен еще по кинематографии. В американском фильме «Цена страха» (экранизация романа Тома Клэнси «Все страхи мира») есть сцена применения Ту-22М3 против авианосца США. В отечественном кино он отметился в забавной сцене в фильме «Особенности национальной охоты», запомнившейся еще фразой: «Жить захочешь — еще не так раскорячишься».
Правда, на взлете вместо Ту-22М3 был показан Су-24М, а на рулении — Ту-22М2. Американцы были точнее — одним из предназначений этого «бомбера» является как раз уничтожение крупных кораблей противника. Не случайно его называют «грозой авианосцев».
Россия планирует до 2021−2021 года модернизировать около 30 Ту-22М3 до версии Ту-22М3М на Казанском заводе им. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») и продлит ресурс планера до 40 календарных лет, а также выполнит комплекс работ по наступательным вооружениям этого самолета. Появление таких бомбардировщиков на вооружении российской армии способно кардинально изменить расстановку сил на театре военных действий.
И это еще один повод для беспокойства США, которые долгое время не проводили модернизацию в своей противоракетной обороне на флоте и теперь им достаточно сложно совершенствовать оборонительные системы. По крайней мере, сейчас американцы бессильны против воздействия Ту-22М3М с его новым вооружением.