Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Из-за чего погибли военные летчики под Калугой

Некоторые подробности катастрофы Ту-22М3, ускользнувшие от внимания СМИ

19117
На фото: самолет Ту-22М3
На фото: самолет Ту-22М3 (Фото: Снимок с видео/пресс-служба Министерства обороны РФ/ТАСС)

Трагедия на военном аэродроме Шайковка в Калужской области вызвала целый поток комментариев в российских СМИ, большинство из которых, на мой взгляд, можно назвать преждевременными и, как минимум, необоснованными.

Источник газеты «Взгляд» допускает возможность ошибки командира корабля (КК): «Возможно, тот, кто сидел в кресле командира экипажа, от недоученности или волнения включил тумблер принудительного катапультирования».

Читайте также

Сообщается, что экипаж готовился к так называемому контрольному полету. Как правило, в таких случаях в правое кресло помощника командира корабля садится инструктор. В левое кресло, на место командира, садится летчик, квалификацию которого инструктор должен проверить.

Состав экипажа Ту-22М3 на аэродроме Шайковка:
В кресле командира корабля — Командир корабля — заместитель командира авиационной эскадрильи майор;
В правом кресле — летчик-инструктор командир полка, полковник;
В штурманских креслах — штурман полка, майор, и штурман-инспектор Центра боевого применения (ЦБП) и Переучивания личного состава (ПЛС), подполковник.

Можно ли заподозрить заместителя командира эскадрильи, майора, в недоученности или волнении? Всяко бывает, но в своей армейской практике я таких нервных замкомэска не встречал.

На Ту-22М3 произошло «принудительное катапультирование», при котором:

предоставлено автором
Фото: предоставлено автором

Командир корабля поднимает расположенный на левом борту кабины законтренный защитный колпачок, который перемещает вверх тумблер на включение табло оповещения членов экипажа, затем поднимает вверх тумблер включения принудительного покидания; уходят крышки люков, срабатывают захваты ног и ограничители рук, далее с минимальным интервалом покидают кабину три члена экипажа.

Командир корабля катапультируется вручную — рычагами своего кресла.

На российских авиафорумах вспомнили случай, когда принудительное катапультирование могло произойти случайно из-за плохой эргономики кабины пилотов:

«Я однажды при пересадке к другому летчику, с которым должен был летать инструктором, сам едва не задел отворотом рукава меховой куртки. Рука замерла на месте, пока посмотрел — точно, колпачок уже пошёл. А тут, видимо при запуске тоже случайно задел…».

Плохая эргономика кабины пилотов Ту-22М3 ни для кого не секрет, но случаев случайной активизации тумблера принудительного покидания самолета в истории до сих пор зафиксировано не было.

Еще более нелепой представляется версия, которая состоит в том, что выживший летчик, а это тот, кто был в кресле командира корабля, спасся по той причине, что он пристегнулся ремнями. А остальные не успели.

Как известно, все члены экипажа пристегиваются ремнями к своим креслам с помощью техников пред запуском ВСУ (вспомогательной силовой установки). Пока не закроются фонари, пока не откатят стремянки от левого и правого борта, никаких запусков не производят.

ВСУ обеспечивает на земле самолетные системы постоянным и переменным током, сжатым воздухом в систему кондиционирования и на воздушные стартеры для запуска основных двигателей. На Ту-22М3 — ТА-6, одновальный газотурбинный двигатель.

Версия технической неисправности по причине «блуждающего тока», безусловно, должна проверяться, хоть и выглядит она довольно фантастично. Точно такое же право на жизнь иметь версия диверсии, вероятность которой, на мой взгляд, отлична от нуля.

Что касается версии, согласно которой в трагедии на аэродроме Шайковка виноваты «недостатки конструкции» самолета, то она лишена элементарной логики.

Недостатки конструкции катапультируемого кресла Ту-22М3 известны давно, но к принудительному катапультированию привели не они, а пока что неизвестный нам фактор.

Читайте также

Недостатки конструкции кресел в кабине пилотов привели к тому, что катапультировавшись на земле при нулевой скорости самолета, три члена экипажа погибли, так как парашюты могли раскрыться (хоть на земле, хоть в воздухе) при скорости самолета не менее 130 км/ч. Командир корабля остался жив, потому что он просто не стал катапультироваться вручную. Это говорит о том, что тумблер принудительного катапультирования он нажал не намеренно. Или вовсе не нажимал, а произошло что-то иное. Что именно, предстоит выяснить специальной комиссии.

Если бы на Ту-22М3 были установлены катапультные кресла подмосковного НПП «Звезда», которое делает лучшие в мире и непревзойденные по своей надежности катапультные кресла К-36ДМ класса «0−0», которые благополучное катапультирование на нулевой высоте при нулевой скорости, то даже при нештатном срабатывании принудительного катапультирования экипаж Ту-22М3 уцелел бы.

На Ту-22М3 установлены катапультные кресла КТ-1М (Кресло Туполева, модифицированное), не обеспечивающие спасение при скорости менее 130 км/ч.

В составе Российских ВКС — 60 (шестьдесят) Ту-22М3. Возможно, российскому Минобороны стоит подумать о замене катапультных кресел на этих прекрасных самолетах.


Автор текста — Владимир Прохватилов, авиационный инженер, старший научный сотрудник Академии военных наук

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня