21 мая в 18:00 пресс-служба МЧС по Ростовской области заявила о завершении спасательно-поисковой операции в поселке Дмитриадовка Неклиновского района Ростовской области. Стало известно, что в коллекторе таганрогского водоканала погибли 10 человек, еще восемь пострадали. Вечером того же дня министр здравоохранения области Юрий Кобзев сообщил, что восемь пациентов сейчас находятся в больнице, пять из них в реанимации: трое — в тяжелом состоянии, еще двое — в крайне тяжелом.
Хронология такова: тревожные новости стали поступать еще утром пятницы — примерно в 10:30. Что-то случилось в коллекторе очистных сооружений, в который спустились сразу две бригады ремонтников. Перед ними, как выяснилось позже, стояла задача устранить неисправность в сточном бассейне. Заклинило задвижку, через которую стравливается так называемый канализационный газ, что и привело к подъему воды.
Жители Дмитриадовки и хутора Новозолотовки жаловались на сильный запах хлора вблизи очистных сооружений — «вонизм невыносимый». Плюс к этому, в этот день стояла жара за тридцать, что только усугубляло ситуацию. Дескать, авария случилась на участке обеззараживания воды (позже эта версия была опровергнута).
Ближе к 11 часам утра «понаехало начальство», и поползли слухи, один страшнее другого: стали говорить о четырех погибших… А еще — «там плавают трупы».
Первыми на место трагедии прибыли специалисты газодымозащитной службы, далее — следователи-криминалисты, руководство следственного управления, прокурор Ростовской области и топ-чиновники в лице замгубернатора Михаила Корнеева, министра ЖКХ региона Михаила Солоницина и министра здравоохранения Юрия Кобзева.
В 14:00 глава администрации Новобессергеневского сельского поселения Валерий Сердюченко заявил, что не знает точного числа погибших, но «это точно не один и не два человека». Примерно в это же время местные СМИ сообщили, что следователи допрашивают директора таганрогского водоканала Евгения Плетменцева.
Появились самые разные версии трагедии, в том числе отравление метаном или сероводородом. Специалисты по ТБ напомнили, что примерно год назад в Ростове случилась подобная катастрофа: трое работников «Газпрома» отравились в районе старого аэропорта. Тогда, утром 28 июля 2020 года, погибли мастер и два слесаря ремонтной бригады, которая были направлены на проспект Шолохова, чтобы осмотреть газовый коллектор. Это был не аварийный, а плановый выезд, но люди угорели практически мгновенно.
В 15:20 администрация Таганрога сделала официальное заявление: погибли четыре человека, но источники в правоохранительных органах сообщали как минимум о семи смертях. Но уже через несколько минут выступил заместитель начальника 6-го пожарно-спасательного отряда Александр Рыбалко. По его словам, «пострадали пятнадцать человек. Пять человек спасены, доставлены в медицинские учреждения. Десять человек, к сожалению, погибли».
Таким образом, правда оказалась страшнее слухов. Жители Дмитриадовки на вопросы приезжих журналистов отвечали подавленно. Поселок-то небольшой — 700 с чем-то человек, значит, среди жертв могли быть и соседи, поскольку многие работали на очистных сооружениях. По неподтвержденной пока версии, ремонтники пытались спасти своих товарищей, т.е. шли один за другим. В числе погибших оказалась и начальница станции Раиса Гаврилова, которая руководила ремонтными работами.
Соцсети отреагировали шквалом негодования.
«Водоканал экономит на противогазах для сотрудников? Полезли в коллектор с открытыми лицами. Где охрана труда? Семь душ угробили, мужчин-кормильцев, а ещё удивляются, что женщины мало рожают».
«А как же газоопасные работы в колодцах и закрытых емкостях? Где наряд? Вот поэтому и не знают, сколько людей вообще работало в коллекторе. Начальника и главного инженера под суд вместе с инженером по ТБ, если такой вообще существует».
«Бедные люди… Довели ЕдРосы страну».
Нравится это власти, или нет, но именно она в конечном счете обязана обеспечить безопасность людей, в том числе на рабочем месте. И, если случаются такие трагедии, можно смело говорить о коллективной ответственности чиновников. Поэтому не так уж и не правы форумчане, которые обвиняют «ЕдРосов», правящую партию, и задаются справедливыми вопросами: где техника безопасности?
Возможно, из-за загубленных душ — кормильцев, уволят руководство Таганрогского водоканала, хотя и не факт. Ведь Раиса Гаврилова, непосредственный руководитель ремонтных работ, тоже стала жертвой аварии. Тем более, губернатор Ростовской области Голубев заявил, что причиной смерти рабочих под Таганрогом стал выброс метана. Дескать, несчастный случай.
Странный, однако, вывод, если учесть, что в септиках, в очистных сооружениях и в канализационных коллекторах коктейль из сероводорода, аммиака, углекислого газа, диоксида азота, диоксида серы и иногда даже окиси углерода является нормой. И, когда нет вентиляции или она недостаточная, то концентрация ядовитой смеси легко достигает смертельных доз.
В инструкции по ТБ, написанной, кстати, смертями, четко сказано:
«Спуск работника в колодец без проверки на загазованность запрещается. Независимо от результатов проверки на загазованность спуск работника в колодец, камеру или резервуар без предохранительного пояса со страховочным канатом (веревкой) и без газоанализатора и газосигнализатора запрещается». Правила ТБ обязывают в процессе работы постоянно проверять воздух на загазованность с помощью газоанализатора или газосигнализатора. Само собой, ремонтники должны иметь шланговые противогазы с длиной шланга на два метра больше глубины колодца, камеры, сооружения.
Конечно, следователи составят точную картину трагедии. Но по той информации, которая уже есть, напрашивается версия, что начавшийся подъем воды в сточном бассейне мог привести к неконтролируемому сбросу в ближайший водоем, каким является Таганрогский залив Азовского моря. Сам факт, что в коллектор было отправлено сразу две бригады является тому косвенным подтверждением.
Добавим также, что специалисты, обслуживающие в России очистные сооружения, буквально кричат о тотальном износе канализационных сетей и запредельной нагрузке на очистные сооружения, поскольку ничего нового не строится. В целом, до 40% стоков попадают в водоемы неочищенными, в том числе из-за частых аварий.
Думается, что и в Дмитриадовке трагедия произошла по этой причине, причем, возможно, не впервые. Таганрогский залив давно уже стал самой настоящей помойкой. Здесь купаться просто опасно. Возможно, людей отправили на верную смерть, чтобы не сорвать купальный сезон на всем побережье Азовского моря. Опять-таки, все точки над «i» расставит следствие.
Местные власти уже пообещали, что окажут помощь семьям погибших и пострадавших. Названа сумма компенсации за каждую загубленную душу — 1 млн. рублей. По сути, унизительная подачка, особенно на фоне доходов топ-чиновников.
Председатель гордумы — глава Таганрога Инна Титаренко, через пресс-службу администрации города сделала заявление: «Погибли коммунальщики — те, кто ежедневно трудится для того, чтобы в наших домах были вода, тепло, свет, газ. И только в редчайших случаях, когда происходят трагедии, подобные сегодняшней, многие задумываются о том, насколько работа коммунальных служб важна, трудна и опасна. Случившееся сегодня — настоящая беда, которой не бывало ранее в Таганроге».
Звучит пафосно, но если разобраться — цинично. Градоначальнику все-таки надо понимать, что «для того, чтобы в наших домах были вода, тепло, свет, газ», необязательно устраивать смертельные флешмобы. Достаточно, соблюдать ТБ и выделять деньги на очистные сооружения. И вообще, здесь тот самый случай, когда нужно вспомнить слова сталинского наркома путей сообщения Кагановича: «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность».
В Ростовской области 22 мая объявлен днем траура. Об этом объявил губернатор региона Голубев.
Утром глава администрации Таганрога Андрей Лисицкий сообщил, что «один человек скончался в больнице». Таким образом число погибших достигло одиннадцати.