Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

У экипажа Ил-112 В не было шансов избежать катастрофы

ПАО «Ил» нечего будет показывать на форуме «Армия-2021»

14592
На фото: военно-транспортный самолет Ил-112В с горящим правым турбовинтовым двигателем ТВ7-117СТ во время катастрофы в ходе тренировочного полета в районе аэродрома "Кубинка".
На фото: военно-транспортный самолет Ил-112 В с горящим правым турбовинтовым двигателем ТВ7−117СТ во время катастрофы в ходе тренировочного полета в районе аэродрома «Кубинка». (Фото: Овчинников Дмитрий/ТАСС)

17 августа во время тренировочного полета в Подмосковье потерпел катастрофу первый и единственный летный опытный образец военно-транспортного самолета Ил-112 В. Экипаж в составе шеф-пилота ПАО «Ил», летчика-испытателя первого класса, Героя России Николая Куимова, летчика-испытателя первого класса Дмитрия Комарова, бортинженера-испытателя первого класса Николая Хлудеева погиб.

Трагедия произошла при заходе самолета на посадку. Он упал между аэродромом Кубинка и Большим Никольским прудом в лесном массиве.

Очевидцы аварии, снявшие ее на смартфоны, утверждают, что перед падением у самолета загорелся правый двигатель. Тем не менее, собеседник в правоохранительных органах сообщил ТАСС, что в настоящее время рассматриваются две версии аварии: ошибка пилотирования и техническая неисправность. Хотя, конечно, хотелось бы узнать версии, выдвигаемые представителями ПАО «Ил» и военного ведомства.

Тем не менее, высказались более чем компетентные эксперты. Военный летчик Владимир Попов, сообщил Рен-ТВ, что никакой ошибки многоопытный летчик Николай Куимов, Герой России, совершить не мог даже теоретически. К тому же он был на борту не один — ему ассистировал летчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров.

Читайте также

«Пожар на двигателе был. Могли его тушить, но не всегда противопожарная система срабатывает. Начинается еще механически разрушаться вал двигателя. Есть такое понятие — вибрация вала двигателя… Где-то, возможно, разрушился подшипник», — сказал Попов.

Еще более конкретно высказался источник РИА «Новости» в авиастроительной отрасли: «Предварительно, причина техническая — отказ и пожар одного из двигателей. Так как самолет заходил на посадку и имел малую высоту и низкую скорость, отказ двигателя привел к сваливанию воздушного судна и его падению с последующим разрушением от удара об землю и пожаром». То есть спасти самолет экипаж не мог.

Именно этот самолет должны были представлять на Международном военно-техническом форуму «Армия-2021» в Кубинке. Самолета больше нет. А второй опытный образец ПАО «Ил» не изготовлен. Потому что он изрядно отличается от первого, первый полет которого вызвал скандал в оборонном ведомстве.

Ил-112 В должен заменить в российской Военно-транспортной авиации (ВТА) Ан-26, который производился с 1970 года по 1986 год. То есть дошедшие до нас машины уже изрядно износились. Но морально самолет изношен еще больше — он стал модификацией пассажирского Ан-24, который был создан в ОКБ Антонова в 1962 году.

Идея о замене ветерана современной машиной родилась в самом начале века. В 2001 году был объявлен тендер на создание легкого транспортника грузоподъемностью 5 тонн. Его выиграло ОКБ Ильюшина. В 2009 году, когда собрались строить опытные образцы, проект зарубил Сердюков, вознамерившийся покупать самолеты у Украины.

С приходом на пост министра обороны Шойгу проект реанимировали, назначив срок первого полета Ил-112 В на 2017 год.

Читайте также

Самолет взлетел в 2019 году. И вскоре Министерство обороны заявило, что такой самолет не нужен. Потому что его перетяжелили на 2−3 тонны по отношению к требованиям ТТЗ. Это громадный перевес. Ил-112 В должен поднимать в воздух 5 тонн груза. Но из-за лишнего веса конструкции на полезную нагрузку оставалось 2−3 тонны. Получалось, что грузоподъемность чуть выше, чем у легендарного биплана Ан-2.

ПАО «Ил» принялось энергично устранять конструктивные ошибки, обещая решить проблему с лишним весом в течение года. Но лишь частично, снизив перетяжеление на 1−1,5 тонны. Переделанный первый опытный образец совершил первый полет в марте 2021 года.

А вот второй опытный образец (которого до сих пор нет) будет полностью удовлетворять требованиям ТТЗ, обязалось руководство ПАО «Ил».

Необходимо сказать и о двигателе — ТВ7−117СТ. Он новый. Точнее, модификация турбовинтового ТВ7−117СМ. Его разработку компания «Климов» начала в 2016 году для Ил-112 В и авиалайнера Ил-114−300. Способен выдавать на взлетном режиме 3000 л.с., а на повышенном чрезвычайном — 3600 л.с. Испытания двигателя начались в 2017 году и продолжались до 2020 года включительно. Есть сведения, что он получил все необходимые сертификаты.

Читайте также

Расчетные характеристики самолета таковы. Грузоподъемность — 5 т. Длина — 24,1 м. Размах крыла — 27,1 м. Высота — 8,9 м. Максимальная взлетная масса — 21 т. Максимальная скорость — 550 км/ч, крейсерская — 450−500 км/ч. Дальность при загрузке 3,5 т — 2400 км, при полной загрузке — 1200 км. Потолок — 7600 м.

Необходимо сказать, что аварии с полным разрушением машин и гибелью экипажей при испытаниях самолетов ВТА и гражданских лайнеров — очень редкое явление. В основном бьются истребители. С 1900 года и по сегодняшний день произошло 8 аварий опытных образцов различных самолетов. И две из них относятся к ВТА и лайнерам.

5 июля 1993 года во время испытательного полета разбился Ил-114. Поднявшись на высоту 45 метров, он внезапно начал терять высоту, упал на ВВП и загорелся. Из девяти членов экипажа семеро погибли. Причиной аварии стал отказ электроники, управляющей винтом.

Вторая трагедия произошла сегодня.

«СП» приносит искренние соболезнования семьям и близким погибших героев.

Но и ВТА понесла ощутимую утрату — судьба столь необходимого легкого транспортника покрыта мраком и неизвестностью.

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Иван Моисеев

Научный руководитель Института космической политики

Дмитрий Новиков

Первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня