Сразу после задержания устроившие кровавую бойню в «Крокусе» террористы, содрогаясь от животного страха, признались, что в течение месяца перед трагедией получали инструкции посредством мессенджеров от анонимных лиц.
За кого в данном конкретном случае исполнители принимали вербовщиков, уже и не важно. Те могли представиться кем угодно — от эмиссаров запрещенных террористических организаций до «службы безопасности» какого-нибудь банка.
Как не важно и то, в чьих интересах они в итоге сработали. Всему миру это уже прекрасно известно.
Важно здесь другое — а как же так в итоге вышло, что начинавшееся как обычное на первый взгляд телефонное мошенничество из разряда «мама, я сбил человека, срочно скинь денег на телефон» и «это следователь МВД, назовите код из смс» превратилось, по сути, в новое и очень мощное оружие массового уничтожения в нашей де-факто, как отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, войне с Западом?
Кто или что стало тому виной?
Первая причина, уверен руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор tg-канала «Мир как конфликт», политолог Олег Иванов, кроется в мастерстве воздействия сотрудников украинских ЦИПсО на своих потенциальных жертв:
— Там сидят безусловные спецы в проведении информационно-психологических операций, на высоком уровне владеющие как банальным «цыганским гипнозом», так и нейролингвистическим программированием и другими современными техниками воздействия на сознание человека, как бы ни смешно это не выглядело.
Я лично знаю трезво и рационально мыслящих людей, которое при звонке от «службы безопасности банка» моментально теряли ощущение реальности и приходили в сознание уже в на последних стадиях оформления огромных кредитов. И ситуация с террористами из «Крокуса» еще раз подтверждает этот печальный факт. Вряд ли они согласились пойти на столь кровавый теракт всего лишь за 250 тысяч рублей, тут явно не обошлось без воздействия на подсознание.
Но это — не главное, полагает советник РФ 1 класса, политолог, доктор исторических наук Вячеслав Тетёкин:
— Во все века среди всех народов вербовали дураков и негодяев для грязной работы, так что смотреть тут надо больше не на изменившиеся технологии этой самой вербовки. Ну, не было бы сейчас всех этих новомодных мессенджеров и смартфонов, нашли бы к этим феллахам другой, чисто физический подход.
Надо зрить в корень и понимать, что все эти печальные вещи были бы невозможны, если бы не западная, американская поддержка гибридной войны против России на Украине. Вот почему телефонное мошенничество переродилось в кампанию по поиску исполнителей терактов в России, приобретя такой размах, — из-за «цивилизованного» западного общества. Эти «демократизаторы» во главе с США — вот главные виновники.
Под их влиянием, кстати, в России отняли у школ функцию воспитания, оставив только функцию обучения — дескать, не ваше это дело, только вколотите школьникам в головы некий набор базовых знаний, и свободны. Вот и получаем на выходе из школы самых настоящих невоспитанных вурдалаков, которые с возрастом становятся все хуже. И пока наша политическая верхушка этого не поймет, печальная тенденция не поменяется.
Экс-руководитель аналитического подразделения спецназа «Вымпел», полковник в отставке Владимир Клюкин называет следующую причину:
— Доля ответственности за такое печальное развитие событий лежит еще и на тех, кто отвечает в нашей стране за идеологию. Я, к сожалению, конкретно этих людей не знаю, но знаю, что, например, на федеральных каналах очень любят собирать сплетни об артистах да заниматься самолюбованием вместо донесения до зрителей государственной идеологии. А подрастающие-то поколения ой как любят эти разговоры, ой как мечтают поголовно стать артистами. А нравственной основы-то и нет. Вот чужая идеология, проникая к нам хоть через компьютерные игры, которые сплошь насилие, кровь и разврат, и заполняет пробелы в мозгах. Нет идеологии — вот и нет критического мышления, внушай — не хочу, кому угодно что угодно.
«Дружественную» питательную среду для таких массовых психологических махинаций создает и сама российская власть вместе с гражданским обществом, резюмирует писатель-футуролог Максим Калашников:
— О возможности массовой вербовки заказчиками «разовых исполнителей» для разного рода терактов было заявлено в России лет 20 тому назад. Это что, новость для наших правящих верхов? Что, в других странах ранее разве не было подобных трагедий? Но кто упорно год за годом организует завоз в РФ огромного количества молодых обездоленных мигрантов?
Причем вынужденных не жить, а выживать в условиях недружественного отношения местного населения, потому что сами они зачастую настроены к местным откровенно враждебно в силу своего менталитета? Наши верхи, наша правящая элита.
Кроме того, внутри самого нашего общества, как показывает практика, полно самых настоящих идиотов. Потому что повестись на телефонные манипуляции могут, на мой личный взгляд, только очень недалекие люди. Ни в какое НЛП и прочее «зомбирование» по телефону я лично не верю. Это все чушь. Невозможно заставить человека идти на преступление и даже смерть, если только он сам, фигурально выражаясь, не круглый дурак.
Как нам всем этому противодействовать?
— Я прекрасно понимаю, что взять под наблюдение и прослушку абсолютно все переписки и звонки пользователей ни одна спецслужба не в состоянии просто физически, — рассуждает Олег Иванов.
— Но тем не менее считаю, что нашим силовикам все же стоило бы активизировать работу с соцсетями и мессенджерами по ряду ключевых запросов или словосочетаний. Гражданам же нужно более широко рассказывать о всех возможных негативных последствиях заочного общения с неизвестными людьми, кем бы они ни представлялись. Надо буквально воспитывать наше общество по аналогии с малыми детьми, которым запрещают разговаривать с незнакомцами. И наши СМИ в первую очередь должны как можно активнее об этом говорить, не замалчивая проблему.
— Благодаря чему мы в течение нашей жизни так или иначе воспринимаем происходящее? -задается вопросом Владимир Клюкин. — Наших граждан необходимо воспитывать, коль скоро их недовоспитали в детском возрасте в школе. И в этом плане все, как говорится, карты в руки нашим СМИ. Но они, к сожалению, вместо того, чтобы вести эту очень трудоемкую работу, предпочитают заниматься откровенным хайпом на острых темах.
Они, как правило, не объясняют людям доходчиво, условно говоря, что такое хорошо и что такое плохо, предпочитая вместо этого тупо гнаться за просмотрами. А если и объясняют, то это, как правило, выходит у них очень путано, так как оплата труда журналистов зависит, как правило, от количества написанных знаков. И получается настолько длинно, что люди банально это все не читают. Нет у нас, к сожалению, в СМИ хороших контрпропагандистов.
— Например, в данном конкретном случае можно было бы временно отменить мораторий на смертную казнь, чтобы публично расстрелять этих террористов, — делится рецептом Вячеслав Тетёкин. — На Красной площади, думаю, много чести для них, но если найти соответствующее место казни, это, на мой взгляд, оказало бы отрезвляющий эффект на многих, заставив их задуматься о возможных последствиях. Это с одной стороны.
А с другой — нужно бороться не с конкретными технологиями воздействия на людей, а системно менять само общество, воспитывать его. В этом, кстати, и заключается истинная суть государства, она не в том, чтобы, как утверждают наши либералы, чтобы установить правила, а потом самоустранится. Обществу необходимо вернуть воспитательные функции, которые у него отобрали ради «верховенства прав личности».
— Россия уже третий год де-факто находится в состоянии самой настоящей гибридной войны с Западом, - размышляет Максим Калашников. — Но несмотря на это у нас так до сих пор и нет Госкомитета по обороне. У нас продолжаются по всей стране массовые гуляния, отсутствуют военные патрули на улицах, не действует комендантский час. Все это — благоприятнейшая среда для появления все новых и новых террористов.
Как, кстати, и то, что в ходе длящегося уже третий год принципиального конфликта на Украине до сих пор остаются нетронутыми вражеские штабы, министерства и ведомства, нацбанк и вообще государственный аппарат киевского режима. Начни мы наносить такие же разрушительные улары по этим целям, какие мы недавно нанесли по машинным залам ДнепроГЭС и прочим объектам инфраструктуры, я уверен, ситуация с телефонной вербовкой наших граждан для терактов, да и вообще расклад сил в этом конфликте поменялись бы кардинально.