Бывший командующий 58-й армией генерал-майор Иван Попов попросил СК РФ возбудить уголовное дело о клевете в отношении адвоката Дмитрия Аграновского. Сам генерал арестован по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и находится в СИЗО.
Защитник генерала Сергей Буйновский сделал заявление, в котором говорится, что Аграновский, не являясь адвокатом Ивана Попова, комментирует его уголовное дело, а это, по его мнению, само по себе можно квалифицировать как клевету.
Буйновский объяснил претензию военачальника тем, что Аграновский ответил на вопрос журналистов о смягчении приговора для Попова, в то время как сам генерал своей вины не признал и никакого иного приговора, кроме полного оправдания, не ожидает.
«Свободная Пресса» связалась с Дмитрием Аграновским. Он считает ситуацию, возникшую между ним и Поповым, недоразумением, находится в недоумении от произошедшего, поэтому оказался от комментария и сообщил, что не будет обсуждать эту ситуацию с прессой до тех пор, пока она не прояснится.
Попробуем восстановить цепь событий, которая привела к претензиям со стороны арестованного генерала.
Попов был задержан 17 мая (арестован на 2 месяца).
По данным следствия, озвученным для СМИ, Попов может быть причастен к исчезновению в прошлом году более 1,7 тыс. тонн изделий металлопроката стоимостью более 130 млн рублей, которые закуплены военно-гражданской администрацией Запорожской области для оборудования оборонительных сооружений на линии боевого соприкосновения.
А 26 июня стало известно, что Служба безопасности Украины объявила Попова, местоположение которого (в СИЗО) все знают, в международный розыск, а Харьковская областная прокуратура обвинила его в «ведении агрессивных военных действий».
По словам Буйновского, этому выпаду с украинской стороны способствовало то, что в открытом доступе оказались секретные документы, касающиеся генерала. Они могли быть похищены.
На этом основании защита генерала подала в Следственный комитет России заявление о возбуждении уголовного дела в отношении ряда неизвестных лиц по обвинению в государственной измене.
Вот тут в объективе и оказался Дмитрий Аграновский. 8 июля журналисты задали ему вопрос о том, повлияет ли раскрытие канала утечки секретной информации на Украину (если это будет сделано), на приговор Попову о мошенничестве.
Аграновский ответил следующее:
— Если (благодаря Попову, — «СП») удастся вскрыть канал утечки секретной информации, то это, несомненно, может быть отмечено государством. В связи с этим Попов может рассчитывать на смягчение при рассмотрении дела в суде.
Свидетели этого блиц-интервью утверждают, что Аграновский производил впечатление человека, сочувствующего генералу Попову.
Однако защита генерала прицепилась к одной фразе: «Попов может рассчитывать на смягчение при рассмотрении дела в суде». Якобы тем самым Аграновский признаёт вину генерала, а значит — якобы клевещет.
О том, является ли эта фраза клеветой, рассказал адвокат по уголовным и сложным гражданским делам, член коллегии адвокатов «Шприц, Селезнев и партнеры» Владимир Волков.
— Эта фраза не является клеветой, а представляет из себя субъективную оценку юридических фактов. Клевета — это распространение заведомо ложной негативной информации о человеке. Здесь же звучит предположение, что если Попов совершил подвиг (разоблачение некоей шпионской сети), то данный факт будет учитываться судом. В том числе, если генерал окажется виновным по делу о мошенничестве, — в качестве смягчающего обстоятельства.
Предположение, что если подсудимый совершил подвиг, то суд проявит к нему снисхождение, — не является клеветой.