«Для властей показатель «общей безработицы» — terra incognita...»
Валентин Катасонов

К взрыву российского корабля «Большая Медведица» в Средиземном море может быть причастна уходящая администрация США — которая ранее угрожала взорвать этот корабль. Эксперты пока не находят другого объяснения кораблекрушению.
Утром 24 декабря в Средиземном море из-за взрыва в машинном отделении затонул российский сухогруз «Большая Медведица» (Ursa Major). Это — крупнейший из российских кораблей, предназначенных для доставки металлоконструкций большого размера. Длина судна — 142 м, ширина — 23 м, осадка — 7 м.
Выйдя из Санкт-Петербурга, корабль направлялся во Владивосток с грузом из элементов башенных, козловых и других кранов.
Кроме того, на борту стояли контейнеры, но, по словам выжившего капитана, они были пусты. Грузов, которые могли бы взорваться, на корабле не было.
Взрыв Ursa Major возле Гибралтара: «Большая Медведица» должна была забрать в Сирии секретный груз
Версия профессионально организованной диверсии на российском сухогрузе с каждым днем становится все более вероятной
Испанские спасатели доставили на берег 14 членов команды корабля из шестнадцати. Остальные двое считаются пропавшими без вести.
Диверсии против этого, как и других кораблей, связанных с доставкой грузов на СМП администрация Байдена обещала на самом высоком уровне.
Бывший посол США на Украине Джеффри Росс Пайетт, доросший до должности помощника Блинкена, ещё в 2023 году, выступая на слушаниях в американском Конгрессе, пообещал «прекратить существование» российских проектов на Северном морском пути. Он не постеснялся перечислить комплекс мер — начиная от финансовых санкций и заканчивая диверсиями и взрывами.
«Свободная Пресса» спросила у двух ведущих экспертов — что же такого могло взорваться в машинном отделении «Большой Медведицы».
Заведующий кафедрой турбинных установок Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) Александр Смирнов допускает взрыв в машинном отделении из-за неисправности силовой установки или утечки топлива. Однако специалист исключает взрыв такой силы, которая могла бы разрушить или перевернуть судно.
— Я теряюсь в догадках. Судно принадлежит государственной компании, которая тесно связана с оборонным ведомством, поэтому случайных людей в команде быть не может. Серьёзной утечки топлива профессиональный экипаж не заметить не мог. Бывает еще «хлопок» в турбине, если не произошёл запуск двигателя, но экипаж продолжает загонять туда топливо для повторного пуска без продувки. Но до разрушения корабля не дойдёт.
Это странно: пожар в машинном отделении — это ещё не взрыв. Но трудно что-то говорить, не зная показаний, которые дал капитан.
«СП»: Александр Анатольевич, а мог взрыв в машинном отделении спровоцировать сваливание конструкций, расположенных на палубе, что привело бы к опрокидыванию судна?
— Сваливание грузов возможно, но — до такой степени, чтобы настолько крупное судно зачерпнуло воду… Я этого не могу исключить, но такая версия тоже вызывает сомнения. Всё-таки грузы стратегического назначения крепили, я предполагаю, достаточно профессиональные люди.
С русским «твердым газом» Европа бороться не в силах
Фермеры Старого света точат вилы и готовы защищать русский азот
Я не знаю случаев, чтобы суда такого класса затонули без помощи извне, — сказал учёный и кораблестроитель «Свободной Прессе».
Координатор Экспертного совета Проектного офиса по развитию Арктики, доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников уверен, что причиной кораблекрушения стал теракт или диверсия:
— Конечно, с точки зрения безопасности доставлять такой груз было бы целесообразно по СМП, но навигация закончилась, поэтому пошли через Средиземное море.
Судно известное, заметное, к тому же идёт под российским флагом по известному курсу. Заранее можно было подложить мину или даже заминировать сам корабль.
Вполне мог быть использован и безэкипажный катер — киллер. А в этом наши противники сильны, они широко их применяют такие беспилотники на Черном море.
«СП»: Алексндр Михайлович, насколько серьёзный ущерб нанесен развитию Севморпути в связи с тем, что краны, которые везла «Большая Медведица», утонули?
— Ну очень большой ущерб, конечно. Совершенно понятно, что ни на Дальнем Востоке, ни на СМП нет возможности построить такие краны. Иначе бы их и не вели из Петербурга вокруг планеты. Конечно, сделают новые краны, найдут другой корабль. Сейчас другого корабля такого класса у нас нет.
Что я могу сказать: расслабились. Когда Байден и его клика обещали взрывать наши корабли и плавучие заводы — внимательнее были. А сейчас подумали, что раз он проиграл — то ничего больше не сделает.
Сейчас будет много версий, в том числе и потому что большим начальникам будет выгоднее списать на какую-то случайную аварию, чтобы не признаваться в просчёте. Но я вам скажу: просто так такие корабли не тонут, — высказал «Свободной Прессе» свое мнение Александр Воротников.