В Южной Корее в аэропорту Муан провинции Чолла-Намдо произошло крушение летевшего из Бангкока Boeing 737 авиакомпании Jeju Air. На борту находился 181 человек, выжили всего двое. Пожарная служба аэропорта сообщила, что выжившие доставлены в больницу в тяжелом состоянии.
Все случилось в 08:30 по местному времени, или в 02:30 по московскому. Местное информационное агентство Yonhap уже высказало предположение, что Boeing «мог столкнуться с птицами, из-за чего некорректно сработали шасси». Причиной инцидента также «могли стать погодные условия», хотя утро было ясное. По информации агентства, крушение самолета произошло при повторной попытке зайти на посадку.
Самолет приземлился на фюзеляж, но лайнер не смог сбросить скорость — похоже, он коснулся земли не в самом начале, а в середине или во второй части взлетно-посадочной полосы, прокатился на огромной скорости, выскочил с бетона на грунт, врезался в ограждение и вспыхнул, взорвавшись.
Этот Boeing 737−800 (737−8AS) считался «относительно новым», его выпустили на линию в августе 2009 года. Jeju Air эксплуатирует такие самолеты с 2017 года. В летном парке имелось 39 таких лайнеров. Катастрофа в Муане стала первой в истории данной авиакомпании. Среди пассажиров — 173 корейца и два тайца. Россиян на борту не было. Всего в мире в уходящем декабре, словно подводя итоги високосного года, упали четыре самолета.
Советский и российский пилот гражданской авиации, лётчик первого класса, лауреат премии «Отличник Аэрофлота» Андрей Литвинов считает, что если бы самолет разбился по техническим причинам, экипаж сообщил бы об этом на землю:
— Тогда вдоль взлетно-посадочной полосы стояли бы пожарные машины, кареты скорой помощи. Мы на кадрах в районе посадки этого не видим, никаких спасателей. Значит пилот просто забыл выпустить шасси.
«СП»: Ошибка пилотирования… А наши корейские коллеги пишут про «столкновение с птицами», что кажется странным: причем здесь птицы и невыпущенное шасси?
— Это глупости. Ежедневно в самолеты попадает сотни птиц. И что вы думаете, самолеты при этом падают? Странное объяснение.
Зачем вообще журналисты рассуждают про авиатехнику! Это все равно, что неспециалисту рассуждать о действиях хирурга во время операции. Пилота почему-то людям, не связанным с авиацией обсуждать можно. Говорят, о том, о чем сами не могут знать в принципе, ни о работе пилота, ни какими документами он руководствуется при принятии решений.
«СП»: Многие же летали на самолетах в качестве пассажиров и потому считают себя имеющими прямое отношение к авиации. Но не могла ли быть техническая неисправность? Все-таки в этом году разразились скандалы по поводу технического обеспечения корпорации Boeing.
— Ошибка пилотирования очевидна по кадрам посадки. Полностью невыпущенные шасси — это достаточно редкое явление. Бывает, что не выпускается одна стойка, бывает две. А так, чтобы все три стойки не выпустились — это крайне мало вероятно. Но даже если это и так, если такое просто предположить, то командир увидит на экране бортового компьютера, находящегося перед ним, что шасси не выпущены или не выпускаются.
В авиалайнерах есть и возможность принудительного выпуска шасси. Поэтому если они по техническим причинам на выпускаются, например, вытекла вся гидравлическая жидкость, то пилот берется за специальную ручку, начинает ее крутить и колеса выпускаются сами, вываливаются под собственной тяжестью.
«СП»: Часто ли бывают такие ошибки пилотирования?
— Таких случаев много. И наш Ил-86 как-то сел в Дубае на фюзеляж. Это произошло в 2001 году, «Аэрофлот» совершал рейс по маршруту Москва — Дубай. Заходя на посадку в аэропорту, экипаж совершил грубую ошибку. Но все находившиеся на его борту 307 пассажиров и 15 членов экипажа выжили. Сели мягко, никто не пострадал.
«СП»: В Южной Корее Boeing врезался и вспыхнул на большой скорости. Разве фюзеляж тормозит о бетон не лучше, чем колеса?
— Видно, что из-под двигателя сыплются искры. Пилот же в это время явно думает, что посадка совершена правильно, на шасси. Ну сел и сел, движется по полосе. А тормозить то он не может колесами, так на скорости и врезался.
Сначала у самолета включается реверс двигателями, потом на определенной скорости, когда она падает до 70 узлов, реверс выключается, пилот нажимает педали, начинается торможение колесами. В этот раз может быть даже и реверс не сработал, потому что двигатели чиркали по земле и скорее всего были повреждены.
«СП»: Местные жители, пассажиры в аэропорту сообщают о каких-то хлопках в воздухе.
— Это вообще другое. Если даже и были какие-то хлопки, то они никак не относятся к посадке без шасси. Эти хлопки даже могли быть связаны с попаданием птиц в двигатели. К аварии на посадке это никакого отношения не имеет. Такое бывает часто и к трагическим последствиям не приводит.
«СП»: Может быть экипаж не смог выпустить шасси из-за неких технических неисправностей, случившихся по вине производителя?
— Могут быть и технические причины, в которых еще предстоит разобраться. Но на посадку они скорее всего не повлияли бы никак. Опять обращусь к сравнению с медициной: если у вас ангина, это не исключает наличие еще и аппендицита. Попадание птицы — это одна проблема, посадка без шасси — другая.
Я не вижу в кадрах попадания птицы и не могу это комментировать. А то, что пилот сел без шасси, забыв его выпустить — это для меня очевидно на сто пятьдесят процентов.
«СП»: Не могла ли автоматика повлиять на выпуск шасси?
— Пилот сообщил бы об этом диспетчерам на земле. Он же готовится к посадке. Разве он мог к ней готовится — и не сообщить в эфире про неисправности с шасси?
Такого попросту не бывает. Посадка без шасси — это аварийная посадка. Она подразумевает строго определенные совместные действия пилота и диспетчера. А если бы тот был предупрежден, то повторюсь, вывел бы на полосу пожарные машины, считает эксперт…
Мог ли что-то сделать экипаж в то время, пока самолет на брюхе скользил по полосе, насколько машина в такой ситуации может быть управляема? Этот вопрос «СП» задала летчику-испытателю, Герою России Андрею Синицыну.
— Пока скорость достаточно велика, самолет можно попытаться развернуть при помощи руля направления, но лишь развернуть, но не изменить направления движения. То есть он все равно врезался бы в препятствие, но не носом, а под каким-то углом — что вряд ли помогло бы в той ситуации.
«СП»: Почему пилот садился не в начало полосы, а с большим перелетом — как вы считаете?
— Если действительно просто забыли выпустить шасси, а расчет посадки велся так, словно они выпущены, перелет был неизбежен, — отметил Андрей Синицын.
После более чем двухсот происшествий с самолетами Boeing, антирекорда пока что не случилось, самое большое по числу жертв пока унесло целых 189 жизней.
Авиакорпорация не раз попадалась на обмане обходя необходимые процедуры безопасности ради прибыли. Предпоследний самолет компании DHL разбился в ноябре, это произошло тоже утром при заходе на посадку в аэропорту Вильнюса, когда грузовой Boeing 737, совершал рейс из Лейпцига. Тогда погиб один из членов экипажа.
И вот теперь все внутренние и международные рейсы в аэропорту Муана, что в 288 км от Сеула, отменены.
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи Чхве Сан Мок вынужден, прибыв на место катастрофы, обещать поддержку семьям жертв и требовать во что бы то ни стало «спасти хотя бы на одного человека больше». По предварительным данным, один из выживших — член экипажа, другой — пассажир.
Свои соболезнования семьям погибших выразила и премьер Таиланда Пхетхонгтхан Чинават, призвавшая помочь гражданам страны, если они конечно выжили. Увы, из двух тайцев на борту выжить мог только один.