Во вторник, 17 февраля, Дальневосточная транспортная прокуратура начала проверку по факту аварии на сухогрузе «Нью Стар» (флаг Сьерра-Леоне) и гибели восьми моряков. Предстоит выяснить законность действий, во-первых, службы капитанов порта Находка, во-вторых, наличие документального оформления «Нью Стар», а, в третьих, законность действий экипажей судов погранслужб «Приморье», «Маньчжур» и Владивостокского спасательно-координационного центра при осуществлении спасательной операции.
Канва событий развивалась следующим образом. 15 февраля был получен сигнал бедствия от находящегося в открытом море судна «Нью Стар», которое 12 февраля вышло из порта Находка. На борту находилось 16 человек, из которых шесть — граждане Индонезии, 10 — Китая.
По официальным сообщениям спасательная операция проводилась двумя пограничными судами «Приморье» и «Маньчжур», а также судном «Лазурит». Удалось поднять с одного плота восемь человек, в том числе и капитана судна. Спасти остальных членов экипажа из-за крайне неблагоприятных погодных условий на море не удалось.
Поиск тел погибших моряков продолжается до сих пор.
Из сообщений информагентств, между тем, совершенно непонятно — что случилось с иностранным судном?
Версии высказывались разные. Например, «КоммерсантЪ» сегодня пишет, что в условиях штормовой погоды корабль получил сильный крен, и экипаж эвакуировался на спасательные плоты.
По утверждению же пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю, накануне «Нью Стар» несанкционированно покинул порт Находка, незаконно пересек госграницу, и пограничники конвоировали его обратно в Находку для разбирательства…
На самом же деле, по данным источника «СП», пограничный корабль «Приморье» выпустил в сухогруз «Нью Стар», водоизмещением 70 тысяч тонн, более 500 фугасно-осколочных снарядов. Но эти подробности официальные органы скрывают.
По данным нашего источника, нарушителя стал преследовать российский пограничный корабль «Приморье». В течение длительного времени судовладелец вел переговоры на английском языке с капитаном сухогруза и давал указания не останавливаться и не пускать российских пограничников на борт (в материалах расследования имеется распечатки этих переговоров). В конце концов «Приморье» открыло огонь. По данным предварительного расследования, пограничный корабль выпустил более пяти сотен фугасно-осколочных снарядов, которые вдребезги разнесли надстроечную часть «Нью Стара». В итоге, сухогруз лег в дрейф, а потом под конвоем отправился в обратный путь в Находку в условиях шестибального шторма. От полученных пробоин «Нью Стар» стал тонуть. Почти сутки пограничники хладнокровно наблюдали, как судно медленно тонет на ходу, но на призыв о помощи иностранцев не реагировали. Тогда капитан «Нью Стар» принял решение высадить экипаж на плоты.
Как сообщили в пресс-группе Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, моряки, одетые в спортивные костюмы, легкие болоньевые куртки и спасательные нагрудники спустились на два спасательных плота. Причем, один из них не был оборудован верхним тентом, чего требует Конвенция ООН по спасению на море. В результате, один из плотов сразу же наполнился ледяной водой, и люди, оказавшиеся на нем, могли погибнуть от переохлаждения. И только тогда на борт пограничного корабля подняли восемь человек (индонезийцы и китайцы) вместе с капитаном сухогруза. Со второго плота пытался снять людей экипаж спасательного буксира «Лазурит». Однако высокие волны не дали ему это сделать. Во время операции мощные волны смыли моряков в бушующее море. Скорее всего, они погибли.
Причиной же погони за «Нью Стар» стала информация о контрабанде на его борту и то, что судно без предупреждения и разрешения властей снялось с якоря в порту Находки. Тем самым был нарушен целый ряд Российских и международных нормативных актов. За беглецами устремились силы береговой охраны.
Спасенные восемь моряков в данный момент находятся в больнице с диагнозом обморожение различной степени тяжести, капитан получил обморожение второй степени.
У 60-летнего гражданина Индонезии Назвира Ади обнаружили сахарный диабет. Об этом сообщил главный врач больницы Валерий Комов. После лечения, которое продлится до двух недель, капитана ждет встреча с Дальневосточной транспортной прокуратурой, которая проводит расследование законности действий пограничников.
Сухогруз «Нью Стар» зарегистрирован под флагом Сьерра-Леоне, его судовладельцем является гонконгская кампании «Джи Рун Лани Шипинг Компани ЛТД».
Владивосток