
В Башкирии за последние дни дважды были нападения медведей на человека. Пострадавшие живы, но с серьезными травмами находятся в больницах. Что же стало причиной таких нападений? Могут ли такие ЧП повториться в других регионах страны.
Собирал рога и наткнулся на медведя
Итак, 21 марта в Баймакском районе Башкирии случилось первое нападение. 62-летний местный житель собирал рога лосей и косуль (парнокопытные сбрасывают их к весне) в нескольких километрах от деревни 2-е Иткулово, где и встретил медведицу.
Оказывается, пенсионер, сам того не зная, оказался возле самого медвежьего логова. Зверь атаковал мужчину внезапно. Не убил, но сильно изранил. В том числе серьезно пострадали глаза.
В больнице пациента экстренно осмотрели хирург, реаниматолог, невролог и окулист. Провели телемедицинскую консультацию с районным челюстно-лицевым хирургом. Состояние пострадавшего остается тяжелым. Он находится в реанимации.
А через два дня, 23 марта, в Бурзянском районе 57-летний житель деревни Новоусманово отошел буквально на 200 метров от дома, чтобы набрать березового сока. С собой у него была банка и топор. Мужчина совершенно не ожидал, что в небольшой яме рядом с деревом находятся двое медвежат и их мать.
Медведица сразу бросилась на защиту детенышей. Мужчина отбивался топором и банкой. Он получил раны на ногах, голове, ушах. Этот пострадавший тоже сейчас находится в реанимации.
Много медведей, но мало охотников
В соседней Челябинской области медведей тоже хватает. Однако за последние годы охотники не помнят, чтобы были случаи нападений медведей на человека. Корреспондент «Свободной Прессы» поговорил с директором охотничьего хозяйства «Петропавловское» Владимиром Пашниным.
«СП»: Что можете сказать про наших медведей?
— Картина такая: охотников мало, а медведей развелось слишком много. Это опасно. Медведей надо держать в страхе, надо отстреливать. У меня сейчас есть свободные разрешения на добычу охотничьих ресурсов — на медвежью охоту. Но их некому выкупать.
«СП»: Охотников стало меньше, чем раньше?
— Да, намного.
«СП»: Куда же они делись?
— Поумирали. Новых, им на смену, мало. Это же дорогое дело — охота на медведя. Оружие, разрешения. Сама по себе такая охота — дело трудное, тяжелое. Правила охоты жесткие. Сейчас охотятся больше на уток — постреляли, выпили… У современной молодежи другие интересы.
«СП»: Могут и в Челябинской области медведи напасть на человека?
— Пока не помню таких случаев. Но раз зверя стало больше, риск есть.
«СП»: Медведей стало больше только потому, что стало меньше охотников? Или еще в силу благоприятной среды обитания?
— И поэтому тоже. На Южном Урале хорошие условия для медведей. Тем более что эти звери всеядны. Только серьезная болезнь может их свалить.
«СП»: Какая это болезнь?
— Например, трихинеллёз. Есть такой паразит — гельминт трихинелла.
«СП»: Если съесть мясо зараженного медведя, что будет?
— Плохо будет. Тяжелое заболевание. Придется долго лечить. Еще у кабанов трихинеллёз встречается.
«СП»: Мясо убитых медведей, наверное, проверяют, прежде чем употреблять в пишу?
— Если охотник купил лицензию и убил по этой лицензии зверя, мясо обязательно потом проверяется.
«СП»: Когда открывается сезон охоты на медведей?
— У нас в регионе на днях будет специальное совещание, назовут точные сроки весенней охоты. Но весной охота обычно короткая. А продолжительная охота будет с 1 августа и до Нового года.
«СП»: Интересно, где на Южном Урале сейчас много медведей? Чтобы знать, где быть особенно бдительным.
— Прежде всего в наших национальных парках — Зюраткуль, Зигальга, Иремель, Таганай. Особенно в горах.
«СП»: Правильно понимаю, что в национальных парках лучше с экологических троп не сходить? Целее будешь.
— Правильно. Медведи могут быть совсем рядом. На сами экотропы они не пойдут. Они же чуют запах человека. Еще стук железа их отпугивает.
«СП»: Почему все-таки иногда медведь нападает на человека?
— Причин несколько. Например, бывает, что медведь собирает малину, увлекся. А рядом вдруг оказался человек, который тоже совсем не ожидал такой встречи. Вполне может случиться нападение зверя.
Конечно, очень опасно встретить медведицу с медвежатами. Рассказывал мне один грибник такой случай, когда он оказался между медведицей и медвежатами.
В таких ситуациях медведица думать не будет. У нее сразу срабатывает материнский инстинкт. Ради защиты медвежат она готова убить человека.
Тот грибник еле ноги унес. Некоторые вот мне говорят, что всю жизнь в лес ходят и ни разу медведя не видели. Таким я отвечаю: «Зато медведь тебя видел».
«СП»: Сколько у медведицы детенышей может быть?
— По разному — от двух до пяти.
«СП»: Медведи в Башкирии и Челябинской области внешне чем-то отличаются?
— Они могут быть рыжеватые, а могут быть черные. Но это одна порода.
«СП»: А по степени агрессивности отличия есть?
— Не могу сказать.
«СП»: Сейчас медведи, наверное, еще в зимней спячке? Или уже проснулись?
— У нас на Зюраткуле проснулись. Но в большинстве мест еще спят.