Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Последнее путешествие «Синдбада»: опаснее погружений только автобусные экскурсии

Знаток Египта Сергей Пономарев: Любая морская прогулка — это экстрим

2686
На фото: спасение туристов с затонувшего батискафа «Синдбад» в Красном море у берегов Хургады
На фото: спасение туристов с затонувшего батискафа «Синдбад» в Красном море у берегов Хургады (Фото: Ali Awad/XinHua/Global Look Press)
Материал комментируют:

У берега Хургады потерпел крушение туристический батискаф «Синдбад», на борту которого находилось несколько десятков россиян. В результате происшествия погибли несколько человек, в том числе дети.

Эксперты высказывают предположения о причине крушения. Возможна техническая неисправность, короткое замыкание с выключением предохранителей. В результате пилоты могли потерять управление.

Их ошибку исключать нельзя. Число погибших российских туристов при крушении батискафа уже выросло до девяти. Telegram-каналу SHOT стало известно, что аппарат начал погружаться в воду с незадраенными люками, прямо во время посадки пассажиров.

Ранее писали, что «врезался в риф». Такое тоже случалось за 30 лет его использования для подводных экскурсий.

Читайте также
Трагедия в Хургаде: Прогулочная подводная лодка как создана для того, чтобы стать братской могилой Трагедия в Хургаде: Прогулочная подводная лодка как создана для того, чтобы стать братской могилой Шестеро погибших, восемь пропали без вести, пятерых пытаются спасти из подводной ловушки

Путешественник Сергей Пономарев бывал в Египте 35 раз:

— Страна прекрасная, но, к сожалению, населена по большей части отвязными и совершенно безответственными жителями. Садиться в этот батискаф было каким-то безумием. Помню случай, когда мы поехали вместе с местными арабами на рыбалку. И владельцы яхты просто … потеряли нашего товарища на обратном пути. Что называется, «мы его не сосчитали». Хорошо, что он был в гидрокостюме. Болтался в море часа полтора, пока проходящая мимо яхта его подобрала.

Суда — и туристические, и для подводных экскурсий — используются без всякой технической гарантии. Им там по «сто лет в обед». Людям с детьми отправляться в такого рода вояжи категорически не рекомендую.

«СП»: Меня удивил перл в комментариях, что «30 лет плавали, ничего не было, и вдруг случилось». Но ведь за 30 лет что угодно может произойти с техникой.

— Она там не проходит никакого контроля, как, например, у нас в «Госинспекции по маломерным судам», и без всякого технического обслуживания отправляется в плавание. Местные «забили» на это всё, лишь бы деньги с туристов содрать.

«СП»: Что можете сказать о возвращении тел погибших на Родину? Организованным туристам эта услуга, наверное, предоставляется по страховке?

— Если она входит в страховку. Они тоже бывают разные. Зачастую с доставкой тела возникают проблемы. Все очень индивидуально, зависит именно от того, какая куплена страховка.

«СП»: И то, что написано мелким шрифтом, следует внимательно читать?

— Надо смотреть, что в страховку входит. Такой форс-мажор, как случился с батискафом, может и не входить в страховку, это же не обычная болезнь. Зачастую такого рода происшествия вообще никак не покрываются страховкой. Отправляешься в море на свой страх и риск.

«СП»: Один мой приятель умер от разрыва сердца, ныряя в Крыму, и вдова вынуждена была за свои деньги отправлять тело в Москву самолетом, благо этот процесс в гражданской авиации четко отлажен.

— Прогулка на яхте, или рыбалка, или что-то еще — это в чистом виде экстрим, безопасность которого никак не гарантируется. Хочешь рискнуть за свой счет, пожалуйста. Главное, детей на погружение не надо брать. Тем более, насколько я понял, батискаф прямо у причала начал тонуть.

«СП»: А кто чаще гибнет в турпоездках: бесшабашные русские, или мы ничуть не хуже остальных, все одинаково смертны, что европейцы, что местные?

— По-моему, и те, и другие, и третьи, хотя статистики не знаю… На Красном море большая глубина уже в трех метрах от берега. В Шарм-Эль-Шейхе дно у кромки воды резко уходит на 7−8 метров.

На этот батискаф люди сажались с понтона, протянутого от берега метров на 15 или 20. Люди проходят, занимают места, и аппарат погружается. Далеко в море он не отходит, необходимости в этом нет, потому что кораллы начинаются прямо у берега.

Я прочитал еще, что спасательные жилеты, другое особое снаряжение не действовало. Так что дети, зайдя на судно, оказались в «подводном гробу», — считает эксперт…

Подобные крушения происходят редко. Говорят, батискафы надежные, «финские». К тому же их не так много, в мире насчитывается всего 14 подобных аппаратов. Все аварийные ситуации должны были быть отработаны. В теории. Но это же Египет. Происходит по три погружения в день, за весь срок эксплуатации — более 30 тысяч. Если стоимость одного такого батискафа составляет три млн евро, он уже 20-кратно себя окупил.

Пилоты вполне могли потерять бдительность, устать. Хотя американская Atlantis Submarines с 1985 г. перевезла более 18 млн пассажиров и совершила более 580 тыс. погружений в курортных местах по всему миру. Без аварий.

Пишут, что у затонувшего «Синдбада» отказала система аварийного всплытия, хотя на «подобных субмаринах» она «должна быть обязательно установлена».

Если речь идет о батискафе, то эти аппараты изначально предназначались для океанографических и других исследований на глубинах. Подводные же лодки, или субмарины — используются для дальнего плавания. Батискаф менее автономен. У него тоже балластные емкости заполняются морской водой, но в отличие от подлодки, эту воду невозможно вытеснить сжатым воздухом для всплытия. Хотя конечно все это только предположения, остается еще много неясного.

Например, столкнулся ли батискаф с коралловым рифом? Была ли экскурсия легальной, или туристы просто заплатили по 7 тыс. рублей? Был ли батискаф застрахован?

Известно, что на борту помимо граждан РФ, находились пятеро египтян, членов экипажа, а также туристы из Индии, Норвегии, Швеции. Большинство пострадавших удалось спасти. Но число погибших возросло, девять человек в критическом состоянии.

Предполагается создание международной комиссии с привлечением российских специалистов. Она-то и должна проверить: все ли пассажирские места в субмарине обеспечивались масками с кислородом, которые выбрасываются в случае аварии, и спасательными жилетами, как на самолетах.

К сожалению, подобная трагедия не единственная в Египте. Полгода назад в Хургаде затонула яхта Sea Story, погибли 11 пассажиров. За минувший месяц произошло как минимум 16 морских инцидентов. Для английский туристов даже выпустили предупреждение о небезопасности таких экскурсий.

Чаще всего в Египте происходят неприятности с автобусами. Случались лобовые столкновения, жертвами стали с десяток российских граждан. Экскурсионный автобус врезался в дерево, тоже погибли наши туристы. Бывали падения в пропасть. Однажды так погибли сразу 25 человек, большинство граждане РФ.

А как-то в Турции автобус упал с 15-метрового моста в реку. Погибли водитель и гид, пассажиры отделались ранами. Повезло…

Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня