
Жители Московской области окунулись в Средневековье. Трое суток без электричества и связи, местами ещё без отопления и воды.
Оставшиеся недавно на несколько часов без электричества Испания и Португалия — детские шалости по сравнению с первомайским Подмосковьем. Да и снега на Пиренеях не было. Потому народ весело готовил во дворах барбекю. Московской области было не до шашлыков.
О надвигающемся природном катаклизме власти знали, синоптики заранее предупредили, однако никто ничего не предпринял. Коммунальные службы ушли на каникулы, собственно.
То, что в ночь со 2-го на 3-мая будет мощный снегопад, метеорологи предсказывали за несколько дней. Ровно, как и то, что ожидается рекорд по выпадению осадков. Увы, на это раз не ошиблись.
Первые отключения электроэнергии начались около полуночи, а к часу ночи 3 мая более половины Подмосковья осталось без света. Больше всего пострадали север, северо-запад и запад области, хотя досталось всему региону, да и столице тоже.
Майский снегопад — штука очень опасная, так как деревья уже начали выпускать листву. Плюс снег мокрый, тяжёлый и липучий, ветки не выдерживают и обламываются. Корневая система тоже, и деревья выворачивает из земли. Ничего нового, всё это наблюдалось сотни раз.
Рецепт противодействия прост — профилактика. Над проводами и в непосредственной близости от них не должно быть потенциально опасных деревьев, их полагается обрезать или вырубать. Полной гарантии не даёт, но более чем на 90% помогает.
Если, конечно, этим заниматься. Во всяком случае, все просеки под ЛЭП должны быть расчищены, это классика жанра. Прежде всего, от лиственных деревьев, таких как тополя и берёзы, они наиболее опасны. Вот только бригад лесорубов под ЛЭП давно никто не видел.
Вскоре после того, как пропало электричество, исчезла и сотовая связь, огни на вышках потухли. Проводной интернет и телефония также перестали работать, и утро 3 мая многие жители Подмосковья встретили с тревогой. Никто ничего не знал.
Украинские БПЛА и ракеты нанесли массированный удар по РФ? В Москве случился государственный переворот? Война с Америкой? Люди собирались и обменивались информацией. Как сотни полторы лет назад.
Было не то, что страшновато, но откровенно неуютно. Нашествие марсиан народ не обсуждал, а вот версию про воскрешение Евгения Пригожина автор слышал своими ушами. Не все верят в смерть главы ЧВК «Вагнер», а уж любви к чиновникам всех рангов нет и в помине.
«Горячие линии» коммунальных служб — «Россетей», «Мосэнерго» и «Мособлэнерго» — по сути, не работали. Офисы были закрыты — праздники. Информации ноль.
Радио работало, но о коммунальной катастрофе в Московской области упорно молчало. Вещали про какую-то чушь вроде футбола, об обстановке в США,
Все понимали, что СМИ дан приказ «не нагнетать». Лишь ближе к вечеру сообщили, что без света осталось аж 26 тысяч жителей области. Какой, оказывается, у нас регион малонаселённый… Хотя вроде как по данным Росстата на 2024 год численность населения Московской области — 8,65 млн человек. Неужели статистики так сильно врут? Или в этот раз этим занимались другие?
«По всем территориям организованы работы. Работы ведут „Россети“, которые усилились бригадами из других регионов, и „Мособлэнерго“. Порывы разные, будут устранены до конца дня, до 23 часов», — около 20:00 заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев.
В 23:00 свет не появился, наутро тоже. На следующий день последовало ещё одно подобное обещание, но и к ночи 4 мая «лампочки Ильича» в домах не загорелись. Кое-где напряжение пытались подавать, но его тут же вырубали — явно где-то коротило.
«О грядущем сильном снегопаде и заморозках я знал, передавали по радио. Все знали. Но на работе у нас никакого «усиления» не объявляли. Всех распустили на праздники, начальство тоже разъехалось кто куда и традиционно отключило телефоны. И когда начался (непечатное выражение), собрать народ тупо не получилось.
Связи не было, звонки не проходили, а у людей ещё и мобильники разрядились. Кто-то, неверное, и сам их выключил, подозреваю, что не без того. Чтобы не мешали праздновать.
В общем, разгребать завалы и тянуть провода кроме немногочисленных аварийных дежурных бригад было некому.
В нашем районе никаких командированных из других регионов лично я не видел, справлялись своими силами. За мной заехали коллеги, благо, живу недалеко от райцентра. Без звонка — вышка в нашей деревне не работала, связь отсутствовала", — рассказывает работник «Россетей» Сергей (имя изменено).
Ситуация осложнялась ещё и тем, что Московская область крайне причудливым образом поделена между «Мособлэнерго» и «Мосэнерго», во многих населённых пунктах присутствуют обе конторы. Казалось бы, при чём тут Мосэнерго, если это область и не «Новая Москва»? А вот так.
Бригад мало, а поваленных деревьев — много. Временно прикомандированные гастарбайтеры присутствовали, но было видно, что надрываться они не желают.
Да и квалификация явно не та. Даже спилить накренившееся дерево не доверить, тут думать надо — упадёт ведь не туда.
В большинство населённых пунктов электричество дали только на третий день, но отнюдь не везде. Кое-где работы продолжаются до сих пор, особенно не повезло жителям Дмитровского района.
А как же все обещания губернатора? Никак. Собственно, это не более чем слова, причём запоздалые. По сути, глава региона и сделать-то ничего не в состоянии, власти над «Россетями» — федеральной окологосударственной-околокоммерческой структурой — у него нет. Аналогично с «Мосэнерго» и даже «Мособлэнерго».
Согласно обновлённому макроэкономическому прогнозу от Минэкономразвития до 2028 года ЖКУ подорожают более чем на 40%. В частности, стоимость электроэнергии станет на 38% выше (в 2025-м — на 12,6%), хотя ещё недавно нам говорили про вдвое меньшие цифры.
При этом собираемые с населения деньги куда-то испаряются, а линии электропередач ветшают, их не обновляют и не обслуживают. Любой снегопад — проблемы, свет нередко отключается даже уже в сильный дождь. И ладно бы где-то в глухомани, нет, Средневековье всё сильней вступает в свои права уже прямо за МКАД. Народ, злобно матерясь, покупает генераторы. Дорого, а что делать?