
Город Грозный и другие населённые пункты российского Северного Кавказа в дни празднования 80-летия Великой Победы могут подвергнуться бомбардировке из космоса. Об этом сообщила британская медиакорпорация Би-Би-Си.
Британцы утверждают, что праздник может омрачить падение советской космической станции «Космос-482». Этот аппарат был запущен 31 марта 1972 года.
На самом деле эта станция, если бы она выполнила свою миссию и села на Венеру, то получила бы название «Венера-8». Но она сломалась в пути, и «Венерой-8» назвали другой аналогичный аппарат.
«Роскосмос» предсказал дату падения аппарата «Космос-482» ещё в 2018 году, определив, что это произойдёт не позднее 10 мая 2025 года. А 30 апреля года текущего подтвердил эту информацию с уточнением, что точное время будет известно позже, и оно может сдвинуться на несколько часов вправо.
Британские эксперты, предоставившие информацию агентству ВВС, предостерегают: посадочный модуль, весом около 220 кг, был предназначен для прохождения очень плотных слоёв атмосферы Венеры, следовательно в земной атмосфере он уж тем более не сгорит, и грохнется всем своим весом, помноженным на кинетическую энергию.
Российские специалисты, в свою очередь, рассчитывают, что сработает автоматический парашют, и посадка будет мягкой, хотя точный её район предсказать не могут.
Возможно, неуправляемый аппарат сядет и за границей: в Азербайджане, Сирии или Турции. Вероятность этого больше, чем в России, говорят специалисты. Но космос есть космос — бывает всякое.
О том, какой ущерб может нанести Земле станция, которая не долетела до Венеры и более, чем полвека возвращались обратно, «Свободной Прессе» рассказал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:
«СП»: Иван Михайлович, насколько серьёзный риск для населённых пунктов несёт возвращение «Венеры»?
— Вероятность того, что «Космос-482» упадёт на какие-то жилые объекты ничтожно мала. Каждый месяц из космоса падают какие-то старые аппараты, и я не помню случаев, чтобы они прицельно попали какой-то дом.
Кроме того, наша станция прилетит не на гиперзвуке, как это некоторые себе представляют. Она свалится с орбиты без стартовой скорости и будет падать, преодолевая растущее сопротивление атмосферы, которое не позволит разогнаться намного быстрее, чем…
Ну считается, что парашютист при свободном падении не разгоняется быстрее, чем на 70 метров в секунду. Авторы прогнозов по падению капсулы «Венеры» — 240 км/ч насчитали. Наверное, где-то так.
Не очень большая кинетическая энергия. То есть, оставит аппарат при падении, конечно, какую-то воронку, но она будет меньше, чем от артиллерийского снаряда.
Поэтому событие не в том, что эта станция упадёт. Для нас важнее то, что это — станция знаменитая. Это — осколок былой великой эпохи.
В свое время СССР осуществил гигантскую программу: для исследования Венеры был запущен 31 аппарат. Примерно половина этих пусков были успешными. Остальные — не очень.
«Космос-482» был одним из тех десяти аппаратов, которые не смогли уйти с орбиты Земли к Венере. У него разгонный блок начал разгон к Венере, но не отработал положенное время. Он двигал аппарат примерно 2 минуты вместо трёх. И перевёл станцию на высокую орбиту, именно поэтому станция и падала так долго.
«СП»: Связь с аппаратом была потеряна?
— Её никто не стремился поддерживать, раз станция не вышла на заданную траекторию. Более полувека прошло, как с ней никто не связывается.
«СП»: Вы сказали, что вероятность попадания в город ничтожно мала. Но все же, почему не было принято решение сбить станцию на всякий случай?
— Это было бы совершенно бессмысленно. Посадочный модуль разрушить бы не удалось все равно. А остальное (сейчас весь остаток станции весит около полутора тонн) полетело бы на землю как мелкая дробь.
А так кроме защищенной от нагрева сферы спускаемого аппарата до Земли скорее всего ничего не долетит. А посадочный модуль сделает в этом мае то, чего он не сделал в 1972 году на Венере.
«СП»: Перед посадкой у него раскроется парашют?
— На нём могла бы сработать автоматика и открыть парашют. Хотя предполагать, что за 50 с лишним лет в космосе она не пострадала и осталась работоспособной… Мне эта гипотеза кажется фантастической, но посмотрим.
«СП»: После падения станцию будут разыскивать, как раритет?
— Конечно. Она не только научную ценность представляет, её можно будет и с аукциона на Западе хорошо продать. Хотя вообще-то есть международное соглашение ГА ООН о возвращении объектов, запущенных в космос (вступило в силу в силу 3 декабря 1968 года, — «СП»). Если «Венера» не к нам попадёт — её должны будут вернуть.