Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Генеральский борт» уцелел чудом — за штурвал взялся пассажир

Полковник сохранил сознание на высоте Эвереста и сумел спасти обреченный Ан-72

91362
На фото: Ан-72
На фото: Ан-72 (Фото: Владимир Яцина, Альберт Пушкарев / ТАСС)

Если байка, что свое главное в науке открытие великий Исаак Ньютон совершил благодаря яблоку, свалившемуся ему на голову, не придумка шутника, то и событие, произошедшее в небесах ровно 25 лет назад, из области загадок.

7 июля 2000 г. на самолете Ан-72 авиации ВВ МВД России в полете по маршруту из Моздока на подмосковный аэродром Чкаловский произошло ЧП.

На высоте 3900 метров загорелось табло «Пользуйся кислородом». Экипаж почему-то воспринял сигнал как ложный и продолжил набор высоты до эшелона 8600 метров. Потеря сознания не только в кабине, но и в пассажирском салоне абсолютно всех находящихся на борту не заставила себя долго ждать.

Что произошло дальше, мне потом рассказал единственный вдруг очнувшийся тогда пассажир. Им оказался полковник Валерий Шалагин, возвращавшийся в столицу из очередной служебной командировки.

Читайте также
Коллапс в столичных аэропортах: с «Ковром» в небе безопасно, но проблема не только в атаках украинских дронов Коллапс в столичных аэропортах: с «Ковром» в небе безопасно, но проблема не только в атаках украинских дронов Олег Смирнов: У авиаперевозчиков есть тормоз — лимит использования посадочных полос

— В официальном документе, — вспоминал Валерий Геннадьевич, — есть строки, что меня разбудил упавший мне на ноги пассажир.

Какой там к черту пассажир — в самолете не было ни одного достойного, в смысле веса, человека! Кроме, конечно, штурмана корабля — именно его светлая голова упала на мой правый ботинок с такой силой, что глаза у меня открылись на ширину приклада!

Смотрю — а мы выше облаков, над нами яркое солнце, и пилит наш самолет в его сторону, задрав нос, потому как на штурвалах обоих пилотов лежат руки, а головы опущены вниз!

С трудом пробравшись в пилотскую кабину, Шалагин подтянул к спинке кресла лежащего на штурвале командира экипажа — и вмешался в управление самолетом на высоте 8800 метров.

Пилотировал до тех пор, пока экипаж не восстановил на высоте 1500 метров работоспособность для аварийной посадки воздушного судна в Ростове.

Всемирный фонд безопасности полетов на 56-м Ежегодном международном семинаре по безопасности полетов в Вашингтоне 10 ноября 2003 г. за высокий профессионализм, проявленный в чрезвычайно опасной ситуации, наградил полковника запаса Валерия Шалагина Почетным дипломом.

В России диплом «За героизм, мужество и находчивость» от имени Фонда «Безопасность полетов» Шалагину вручал член правления этой организации, тогдашний помощник президента РФ по вопросам авиации и космонавтики Евгений Шапошников.

Стоит напомнить, что своими своевременными и профессиональными действиями в крайне неблагоприятных обстоятельствах полета полковник Шалагин сумел спасти жизни 29 пассажирам самолета Ан-72. И далеко не простых пассажиров. Одна из центральных газет по этому поводу назвала свой репортаж «Как один пассажир спас жизнь 4 генералам, 23 полковникам, 2 прапорщикам и 5 членам экипажа».

Если читатель по-прежнему верит, что в одну воронку снаряд дважды не попадает, то это не про Шалагина.

В 2006 г. его своевременное вмешательство при схожих обстоятельствах в действия экипажа предотвратило еще одно авиационное происшествие и снова с самолетом Ан-72 авиации РВСН на маршруте Капустин Яр — Приозерск.

Как ни странно, и на сей раз на сигнал о разгерметизации «Пользуйся кислородом» на эшелоне более 8000 метров, через 30 минут после взлета экипаж своевременно не отреагировал.

Это счастье, что в числе пассажиров был уже вооруженный подобным печальным опытом Шалагин, летевший в служебную командировку в составе группы специалистов ОКБ «МВЗ им. М.Л.Миля».

Оценив серьезность ситуации, вошел в кабину и убедил экипаж в необходимости произвести срочное снижение из-за наступающей гипоксии. Командир возражать не стал и принял решение о возврате на аэродром вылета.

Таким образом, снова действия Шалагина, как свидетельствует официальный документ, «способствовали спасению жизни экипажа, пассажиров и дорогостоящей авиационной техники».

Вообще специалисты по безопасности полетов оба эти случая квалифицируют как уникальные, а действия Шалагина как единственно правильные.

Полковник запаса Шалагин, получивший два высших военных образования, отслуживший срок в армии, ныне трудится по специальности авиационного инженера по эксплуатации вертолетов в должности главного специалиста в Дирекции послепродажного обслуживания АО «Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова».

В канун годовщины события 25-летней давности «Свободной Прессе» удалось связаться с героем. Было это непросто, потому что Валерий Геннадьевич находился в очередной рабочей командировке, на этот раз в Баку.

Как всегда, в качестве главного специалиста дирекции послепродажного обслуживания и эксплуатации вертолетов гражданской авиации — для контроля работоспособности отечественных винтокрылых машин в любой точке земного шара.

Бывая в тех местах, где применяются вертолеты Миля, он, когда-то начавший свою рабочую карьеру как бортовой техник вертолета Ми-24А, с гордостью говорит о достоинствах Ми-8, наших машинах, признанных техническим шедевром во всем мире.

Читайте также
По «птахам Мадьяра» – из лазерной пушки По «птахам Мадьяра» — из лазерной пушки В поиске средств борьбы с украинскими дронами сверкнул луч надежды

— Не могу не поклониться памяти Михаила Леонтьевича Миля, создавшего замечательный летательный аппарат, работающий с одинаковым успехом в диапазоне от минус 60 до плюс 50! Даже американцы свой спецназ перевозили на наших Ми-8МТ в горных районах Афганистана, их высочайшие летные качества признал и министр обороны США.

На вопрос, как он, профессиональный вертолетчик, сумел справиться в тот июльский день со штурвалом неуправляемого Ан-72, он ответил так:

— В академии имени Жуковского был тренажер СУ-27, во время учебы не воспользоваться им было просто невозможно. Вам же не надо говорить о том, что мечта каждого авиационного человека — полетать! Так я и «полетал» на нем! Жаль, что в 1994 году тренажер вывели из строя.

Вертолетное мастерство он осваивал еще в процессе боевых командировок в Афганистан и Чечню. Кстати за Афган награжден медалью «За боевые заслуги». Ночью в горах под обстрелом спасали вертолет Ми-24: меняли агрегат запуска — воздушный стартер, а это очень хлопотно и трудоемко.

Позади у полковника многолетняя безупречная служба в авиации, отмеченная наградами. А ведь была в его судьбе еще и Чернобыльская эпопея. И заслуженный орден «За службу Родине в ВС СССР» III степени — «За мужество и героизм при выполнении заданий командования при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС».

Сегодня вся жизнь полковника запаса Шалагина наполнена командировками, о целях которых уже сказано.

— Нет мысли, наконец, остановиться, отправиться на заслуженный покой? — задаю еще вопрос.

— Семье, конечно это уже не очень правится. Но не смогу без работы и вертолетов. Тут у нас взаимная любовь. Свои знания и любовь к вертолетам передал и сыну Александру, который тоже трудится на этой ниве…

На прощание спрашиваю, не снится ли по ночам тот июльский полет между жизнью и гибелью.

— Не снится, — отвечает. — Поначалу приучил себя даже не спать в полетах на вертолетах и самолетах. Но позже привычка прошла. Зато после второго случая явилась мысль о том, что во мне, по-видимому, заложена такая миссия — быть готовым ко всему. В жизни ведь всякое может случиться…

Последние новости
Цитаты
Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня