![](/p/persons/4430/s-4430.jpg)
В понедельник днем, 4 мая, потерпел крушение вертолет корабельного базирования Балтийского флота Ка-27. Машина при посадке на палубу ракетного сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» задела корабельную надстройку, упала на палубу и рухнула в море. На борту вертолета находилось пять человек — два члена экипажа и трое пассажиров.
Корреспондент «СП» связался с информационной службой Балтийского флота.
— ЧП произошло примерно в полдень. Все, кто находился в вертолете, были подняты на борт, состояние из здоровья удовлетворительное. Для того, чтобы разобраться в причинах крушения создана комиссия Минобороны, члены ее в ближайшее время прибудут на место происшествия, — ответили в пресс-службе Балтфлота.
По факту крушения, как передал «Интерфакс» со ссылкой на Военное следственное управления СКП РФ по Балтийскому флоту, «возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил полета военных летательных аппаратов, повлекшем по неосторожности тяжкие последствия». По данным этого же агентства, вертолет отрабатывал посадку на СКР «Ярослав Мудрый», который с 24 февраля проходит ходовые испытания в Балтийском море.
Программа испытаний, которые близятся к концу, включает в себя и отработку взлета и посадки корабельного вертолета с палубы сторожевика.
Любопытно, что судьба «Ярослава Мудрого» еще со стапелей подверглась драматическим перипетиям. Корабль был заложен в 1991 году, но три года спустя работы над ним приостановились по финансовым причинам. Готовность СКР на тот момент составляла 75 процентов. Строительство возобновилось лишь в 2002 году, причем проект 11540 претерпел изменения с учетом роста требований современного боя к технике и вооружению. В 2008 году СКР сошел со стапелей.
Из досье:
«Ярослав Мудрый» является многоцелевым кораблем типа фрегат, предназначенным для решения широкого круга задач (поиск и уничтожение подводных лодок, обеспечение противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесение ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержка боевых действий сухопутных войск, обеспечение высадки морских десантов и др.). СКР способен обеспечить оборону оперативного соединения флота от кораблей и подводных лодок противника. Он оснащен современным ракетно-артиллерийским вооружением, включая ударный ракетный комплекс с противокорабельными ракетами «корабль-корабль», зенитным ракетным (ЗРК «Кинжал») и зенитным ракетно-артиллерийским (ЗРАК «Кортик») комплексами, а также реактивной бомбометной установкой РБУ-6000 (дальность и глубина поражения 6000 м и 500 м соответственно).
Артиллерийское вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой АК-100 (350 снарядов боезапас), которая предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей, включая противокорабельные ракеты. На корабле базируется палубный вертолет типа Ка-27, способный вести поиск надводного и подводного противника, использовать противолодочные торпеды, ракеты и глубинные бомбы. Водоизмещение корабля составляет 4250 тонн, длина 130 метров, ширина 15,6 метра, осадка 8,35 метра, дальность плавания 3000 миль, экипаж 200 человек, в том числе 35 офицеров.
По мнению флотских специалистов, с которыми связался корреспондент «СП», катастрофа корабельного вертолета никак не связана с конструктивными возможностями «Ярослава Мудрого» и не повлечет за собой затяжку с его входом в боевой состав флота.
Хроника крушений вертолетов серии Ка
22.07.1989 г. Произошла катастрофа вертолета Ка-27ПС из состава ВВС ТОФ, командир вертолета старший лейтенант Шевченко С.С. Экипаж выполнял перегонку вертолета в дневных условиях. Через 12 мин после взлета, экипаж, проявив недисциплинированность, самовольно изменил маршрут, снизился над автодорогой и налетел на дерево, обрубив верхушку несущим винтом. Далее вертолет столкнулся с металлической фермой высотой 6 м, потерял управление и, упав на легковой автомобиль «Москвич», идущий в попутном направлении, взорвался. Вертолет и автомобиль сгорели. Экипаж вертолета (4 человека) и пассажиры - мужчина, женщина и двое детей, погибли.
26.02.1992 г. При заходе на посадку на БПК «Симферополь» произошла катастрофа вертолета Ка-27ПС, пилотируемого майором П. П. Сизовым и инструктором майором М. Ю. Алексеевым. Вследствие ошибки пилота произошло преждевременное снижение вертолета и его приводнение. На удалении 670 м от корабля вертолет перевернулся и затонул на глубине 220 м. 7 летчиков погибли. Инструктор майор Алексеев, штурман майор Горбачев, капитан Суконин и один пассажир были подняты на борт корабля.
22.10.1998 г. В районе Торжка, разбился Ка-27 центра боевой подготовки армейской авиации. Вместе с экипажем возвращались с учений домой и руководители полетов. Причина трагедии — потеря пространственной ориентировки из-за эргономических недостатков авиагоризонта.
19.09.2001 г. Вертолёт Ка-28, принадлежащий ВМС Индии, разбился во время тренировочных полетов. Обломки морского вертолёта были обнаружены с воздуха в трёх морских милях от побережья. Двое членов экипажа вертолёта погибли.
26.03.03 г. Флотский вертолет Ка-27ПС упал в море на Дальнем Востоке во время тренировочного полета вскоре после того, как взлетел с палубы большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц». На борту машины находились подполковник Александр Топырычев, капитан Алексей Краснощеков и военный фельдшер прапорщик Ренат Хамитов. Все они погибли. Трагедия произошла ночью на высоте 50 м, примерно в 300 м от корабля. Поднять вертолет со дна Уссурийского залива удалось только 5 апреля. По официальной версии, причиной катастрофы стала изношенность техники.
22.10.2005 г. В Азербайджане потерпел катастрофу вертолет Ка-32 с экипажем российских летчиков. Вертолет Ка-32 совершал рейс из Турции в Пакистан через Азербайджан и Туркмению. Он был зафрахтован ООН для доставки гуманитарного груза в районы Пакистана, пострадавшие от землетрясения. Очевидцы утверждают, что вертолет начал резко падать, ударился о землю. В этот момент раздался взрыв и произошло возгорание. По их словам, при падении вертолет задел высоковольтную линию электропередачи. Погиб весь экипаж из пяти человек.
25.03.2009 г. Вертолет ВМС Индии Ка-28 упал в море в 20 морских милях западнее аэропорта Гоа во время планового учебного полета. На место бедствия были направлены спасательные вертолеты, которые подняли с поверхности воды трех членов экипажа.