Если денег в обрез, а машина нужна, вариантов не так много. Либо новая малолитражка, либо слегка подержанный В-класс, либо авто из 1990-х. Мы рассмотрели, что реально купить за такую сумму.
Вторая машина
Если одна машина в семье уже есть, но нужна вторая для жены, чтобы возить детей в школу и ездить в супермаркет — нет смысла покупать большой седан или кроссовер. Лучше присмотреться к маленьким городским машинкам. Модифицированная поговорка «лучше меньше да новее» в этом случае как нельзя кстати.
Daewoo Matiz
За 300 тысяч можно купить новый Matiz с кондиционером и музыкой. Правда, это будет версия с откровенно слабым 0,8-литровым 51-сильным моторчиком. Его крутящий момент — всего 69 Нм, а разгон до сотни занимает бесконечные 17 секунд. Более шустрый 63-сильный Matiz Best стоит уже больше трехсот тысяч, но можно найти годовалый или двухлетний за 230−250 тысяч рублей. Встречаются «Матизы» с «автоматом», но найти их проблематично. Автомобиль этот родом из 80-х, а потому технически простой. Особых проблем с относительно новыми машинами быть не должно, но все-таки обратите внимание на пороги — кузов очень легко поддается коррозии. Еще стоит проверить амортизаторы, они не очень долговечные. А также коробку передач, если все-таки нашли машину с «автоматом» — это едва ли не самая дорогая запчасть в машине.
Nissan Micra
За 300 тысяч получится купить машину 2007−2008 года выпуска, то есть не такую свежую, как хотелось бы. Большинство машин за эти деньги будут с 1,2-литровым мотором мощностью 80 л.с. и 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. За 7 лет машина при нормальной эксплуатации должна пройти около 100 000 км (доверять одометру не стоит). Для автоматической коробки — не предел, но только при должном обслуживании. Если предыдущий хозяин (скорее, хозяйка) не особо следил за ней, придется раскошелиться. Все остальное не так затратно. Например, по регламенту цепь ГРМ подлежит замене через 100 тысяч км — это обойдется (вместе с натяжителями) примерно в 15 000 рублей.
Citroen C1/Peugeot 107
Французские братья-близнецы. Одинаково часто встречаются как с механикой, так и с «автоматом». Надо иметь в виду, что речь идет не о традиционном гидротрансформаторе, а о роботизированной коробке, сцепление которой редко доживает до 50 000 км. Машина будет 3−4-летняя, так что на это стоит обратить внимание. Замена обойдется в 20 000 рублей. Не лишним будет посмотреть машину снизу: часто у них отрывается глушитель из-за небольшого дорожного просвета. Кстати, на деле это слегка перелицованная Toyota Aygo. Так что ТО нужно проходить через каждые 10 тысяч км, а не как у большинства Peugeot — через 20 тысяч км. В обслуживании машина не из дешевых, но, судя по отзывам, довольно надежная.
Альтернатива новому «китайцу»
Вопрос, делящий людей на два лагеря — новая или подержанная — не имеет однозначного ответа, а значит, найдутся те, кто захочет купить «бэушный» автомобиль вместо нового. Тем более, даже самые бюджетные китайцы сегодня стоят дороже 300 тысяч. Из новых можно купить разве что ZAZ Chance (бывший Chevrolet Lanos), и то в нищенской комплектации. В то же время рынок подержанных авто предлагает хоть и скромные, но весьма приличные машины в нормальном состоянии.
Ford Fusion
Популярный в свое время автомобильчик, построенный на базе небольшой Fiesta, но воспринимаемый, как более солидный. Сейчас бы его назвали городским кроссовером — с его-то клиренсом в 17 см. На рынке полно предложений с обоими вариантами двигателей — 1,4 мощностью 80 л.с. и 1,6 мощностью 101 л.с. Трансмиссий три — автоматическая, механическая и роботизированная. С последней рекомендуем не связываться (она устанавливается только в паре с 1,4-литровыми моторами): она очень чувствительна к пыли и соли, которые могут в нее попасть на наших дорогах. С механической коробкой проблем не меньше. Могут с трудом включаться или не включаться совсем некоторые передачи, коробка может шуметь. По статистике, трансмиссия нормально работает только у половины владельцев. С «автоматом» никаких проблем быть не должно, так что попытайтесь найти машину именно с ним.
Учтите, Ford не любит некачественный бензин, и если предыдущий хозяин экономил на заправках, предстоит столкнуться с рядом проблем — не запускается с первого раза, обороты плавают, исчезает мощность, подергивается и так далее. Автосервисы в таких случаях чистят дроссельную заслонку, меняют свечи и фильтры, а это удовольствие не из дешевых. В целом, автомобиль не самый надежный, но их покупали, как правило, мужчины зрелого возраста, которые по статистике экономят на обслуживании меньше других категорий автовладельцев. Средняя цена составляет 280 тысяч рублей.
Renault Logan
Надежный и проверенный автомобиль. Абсолютное большинство продано с механической коробкой передач. А вот 1,4- и 1,6-литровых машин примерно поровну. Разница средних цен между до- и рестайлинговыми моделями составляет около 80 тысяч рублей. Несмотря на принадлежность к классу седанов, у него хорошая проходимость и высокий дорожный просвет. Главное при выборе — не нарваться на такси, коих было и есть очень много.
Моторы француза достаточно надежны. Чтобы все было совсем хорошо, необходимо время от времени (особенно в морозы) смазывать тросик газа. Коробка передач надежна, а сцепление гарантировано служит более 100 тысяч километров и меняется в сборе. Подвеска серьезных проблем не имеет, но слабым местом являются подшипники передних ступиц — менять их можно каждый 30−40 тысяч километров. После 50 тысяч пробега могут застучать шаровые опоры. В это же время лучше заменить рулевые наконечники и тяги. Из неприятных мелочей стоит отметить низкое качество ламп ближнего света, шумную работу кондиционера на первой скорости, плохую вентиляцию салона и хлипкие французские резиновые уплотнители, не приспособленные к русским морозам.
Понты дороже денег
Нередко молодые парни хотят купить автомобиль, чтобы покрасоваться перед девчонками. А к ним на «Логане» или Peugeot 107 не подъедешь. В этом случае спросом пользуются бизнес-седаны девяностых и рубежа веков. Мы не рекомендуем такую покупку по нескольким причинам. Во-первых, содержать такую машину накладно. Моторы мощные (на одни налоги уйдет немаленькая сумма) и прожорливые (расходы на бензин будут весьма солидными). Во-вторых, если что-то сломается, ремонт влетит в копеечку, так как детали, несмотря на возраст авто, дешевле год от года не становятся. А для тех, кого не отговорили, приведем пример.
BMW 7-series
Тот самый Е38 кузов, который снимался в «Бумере». Таких харизматичных автомобилей мало. Если решились на покупку, внимательно проверяйте кондиционер — восстановление его работы может обойтись в сумму от 30 до 70 тысяч рублей. Проверьте также электронику. Если что-то не работает (часто не функционируют приводы складывания зеркал), можно и не ремонтировать, но тогда требуйте у продавца скидку. Следует учесть, что ресурс шестицилиндровых моторов меньше, чем V8, хотя работают первые стабильнее. У всех моторов BMW два врага: плохое топливо и перегрев. Поэтому посмотрите, затянуты ли все хомуты, не забит ли радиатор.
К коробкам передач особых претензий нет, однако, покупая 15-летнюю машину, надо осознавать, что ресурс ее подходит к концу. Подвеску можно считать надежной, но плавность хода машины подталкивает владельцев на то, чтобы не притормаживать перед ямами, колдобинами и лежачими полицейскими, поэтому раз в 50−80 тысяч километров нужно менять передние шаровые опоры, сайлент-блоки и рычаги. Этого не стоит пугаться, переборка и ремонт ходовой обходится примерно в 1000 долларов. Обратите внимание на амортизаторы. Если они простые, то замена их обойдется в 6−8 тысяч рублей, но если это амортизаторы для машины с регулируемым дорожным просветом, затраты составят 20−25 тысяч рублей.
Еще одна опасность — так называемая рулевая машинка. На пробеге около 200 000 км ее нужно менять. Можно попробовать починить примерно за 8 000 рублей, но если не получится, готовьтесь выложить в десять раз больше. При этом многие эксперты отмечают, что BMW 7-серии практически не имеет равных по качеству среди автомобилей того времени. Если бы мы рассматривали легендарный Mercedes W140 или Audi A8, расходы были бы гораздо больше.
Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС