Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
25 ноября 2014 08:47

Datsun бросает вызов мировым брендам

Глава представительства Винсент Кобе объяснил стратегию марки в России

5876

В 2014 году в России появилась новая марка — Datsun. Свою деятельность она начала с весьма необычного шага: выпустила модель on-Do на базе российской Lada Granta. Мы встретились с главой Datsun Винсентом Кобе, чтобы обсудить философию бренда.

Превосходя ожидания

Продажи первой модели — Datsun on-Do — стартовали в сентябре 2014 года. Глава Datsun Винсент Кобе не без энтузиазма отмечает, что россияне хорошо отреагировали на новую модель. Так, если в первый месяц компания продала чуть более 500 машин, то в октябре — уже 1800, а план на ноябрь — 4000 автомобилей. Это эквивалентно примерно 50 тысячам автомобилям в год, что не кажется значительной цифрой. Однако господин Кобе уверен, что это — только начало. Datsun продает одну-единственную модель через сеть из всего 25 дилеров. Постепенно и модельный ряд марки, и количество ее представителей будут расширены, но даже при нынешнем уровне развития результат, по мнению Кобе, превзошел ожидания.

Во всем мире сегодня в моде «принцип платформ», когда производители создают универсальный набор компонентов, а на его основе — глобальную модель, продающуюся в десятках стран с небольшими изменениями. Примеры таких моделей — Ford Focus или Volkswagen Passat. Сейчас вообще сложно найти «локальную» модель, которая сделана для рынка конкретной страны: скажем, даже Polo Sedan, хотя и позиционируется как автомобиль «специально для России», имеет в основе стандартный набор «фольксвагеновских» компонентов.

Datsun пошел другим путем — взял за основу чисто российскую модель, практически не известную на мировом рынке. Винсент Кобе утверждает, что Datsun в принципе не намерен предлагать машины на глобальных платформах.

— Мы создаем продукт для конкретного потребителя, который является представителем среднего класса, — объясняет господин Кобе. — У нас даже есть специальный термин для обозначения таких людей — risers, то есть человек, чье благосостояние выросло. Это — наша аудитория. Важно, что эти люди в разных странах разные, их нельзя грести под одну гребенку. Россия — очень необычная страна, и мы не можем предлагать россиянам то, что предлагаем индусам. Гораздо эффективнее использовать местные активы, которые проверены и сделаны для российских условий…

Если перевести с официального языка на «нормальный», стратегия Datsun заключается в том, чтобы взять уже существующий и по-своему конкурентоспособный «местный» продукт, и довести его до уровня качества, который не позорил бы марку Nissan, владеющую брендом Datsun уже 80 лет.

Глобальные минусы

А чем плохи глобальные платформы?

— Если мы привозим продукт из Японии или Великобритании, он будет связан с поставщиками, с компонентной базой, с определенными материалами, которых просто не существует в России. Проблему можно решить двумя способами: импортировать компоненты или развивать местных поставщиков. Оба пути дорогостоящие и связаны с определенными рисками. Поэтому мы предпочитаем взять уже проверенный продукт и провести его «апгрейд» до нужного уровня потребительских качеств, — объясняет Винсент Кобе

Сегодня, когда стоимость иномарок даже российской сборки все больше и больше определяется растущим курсом валют, слова Кобе воспринимаются по-новому: подход Datsun обеспечивает изрядный иммунитет от колебаний валютного рынка. Более того, при модернизации автомобиля специалисты Nissan не стремились заменить «начинку» импортными компонентами. Например, корейский электроусилитель руля уступил место российскому, характеристики которого оказались лучше.

Возникает логичный вопрос: а возможно ли в принципе дотянуть пресловутую вазовскую продукцию до уровня, который считается нормой для японских производителей? Не утопична ли идея?

— Я приведу типичный пример. Возьмем геометрию кузова. Она во многом определяет качество автомобиля. Геометрия зависит от штамповочного оборудования, исходных материалов, оснастки, процессов, сборки. Она завязана на инжиниринг, робототехнику, сварку, измерения и даже на такой аспект, как понимание принципов качества. Достижение правильной геометрии кузова у массового автомобиля требует четко выстроенной системы решения проблем. Мой потребитель хочет японского уровня качества. Прекрасно — мы знаем, как его обеспечить. Одна из вещей, которые мы сделали в случае с on-Do — исправили геометрию кузова. Она зависит от оснастки, а изготовление оснастки — прерогатива японской стороны. Некоторая оснастка для Datsun on-Do сделана в Японии, другая в Корее, но инжинириг, управление процессами, поверка оборудования — это тоже Япония. Если вы используете такой подход, вы получаете нужную геометрию, поскольку решение проблем возложено на японцев, — отмечает Кобе.

Особенности национальной сборки

А как же квалификация и отношение российских специалистов: не являются ли они слабым звеном? Ведь Datsun on-Do производят на той же самой ветке тольяттинского предприятия, что и Lada Granta.

—  У российских специалистов достаточно высокая квалификация — они универсальны, у них высокий уровень образования. Но японцы при гораздо меньшей «одаренности» умеют работать в командах и добиваться высокой коллективной производительности, а для россиян это — большая проблема. Если рабочий видит бракованную запчасть и останавливает конвейер, в России к нему могут применить взыскания — разве это допустимо? Что сделает такой рабочий в следующий раз? Он скажет: мне плевать. Мы должны переломить это отношение, и за четыре года работы с проектом Datsun мы серьезно продвинулись на этом пути, — считает Кобе.

По сути, «Датсун» создает интересный прецедент: впервые автомобиль под японским брендом выпускается на российской платформе. Впрочем, одна из проблем такой концепции — имидж модели, и on-Do уже получил дозу критики за то, что является, по сути, перелицованной «Грантой».

С другой стороны, родства с российской моделью никто особенно не скрывает, но недочеты «Гранты» исправлены. Скажем, во время тест-драйва нам понравилось собранное поведение автомобиля в сочетании с приличным уровне комфорта. При этом стоимость Datsun on-Do и Lada Granta при одинаковых комплектациях близка, а в некоторых версиях on-Do даже дешевле.

Datsun не намерен останавливаться: следующая модель под названием mi-Do будет доступна в начале 2015 года. Построена она по тому же рецепту, только в основе — Lada Kalina (внешних отличий даже меньше, чем в случае с on-Do и «Грантой»). При этом если on-Do — вариант для людей взрослых и практичных, то mi-Do будет больше ориентирован на городскую и женскую аудиторию: недаром в списке оборудования присутствует «автомат».

Попутно «Датсун» планирует увеличивать количество дилеров, чтобы довести их число до сотни в течение трех лет. И я не удивлюсь, если в итоге Datsun войдет в ТОП-10 самых популярных в России брендов.

Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня