Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
3 декабря 2014 07:56

Что будет с иномарками?

Размышления «чайника» об авторынке на фоне обвала рубля

13329

Сразу предупрежу: я — не экономист и не профессиональный аналитик. Но по-житейски попробую порассуждать о судьбе иномарок в России в условиях, когда «бивалютная корзина» подорожала более чем в полтора раза.

Предыстория

Сразу вспоминается приснопамятный 1998 год, когда доллар вырос в три с лишним раза. Только зарождающийся российский авторынок замер. Замер относительно надолго. И как раз в конце лета 1998 года на наш рынок вышла новая модель «Тойоты» — Land Cruiser Prado. У меня была ещё предкризисная договорённость на обстоятельный тест-драйв этого автомобиля. И не просто на тест-драйв. А ещё и на довольно обширную рекламную кампанию и по этому автомобилю, и по «Тойоте», в целом.

После августа разговор с заказчиком был однозначным — денег не будет. Я зачем-то пошёл на формально абсурдный шаг и предложил практически всё, что мы запланировали, сделать… почти бесплатно. Решение это было совершенно эмоциональным и безнадёжно интуитивным. Зато мы как-то пережили осень, зиму, а весной 1999 года началось какое-то движение. Более того — именно в этом году такой производитель, как Ford, первым начал строительство своего завода в Ленинградской области. И уже с 2002 года приступил к производству модели Focus, начальная цена которого составляла, если кто помнит… менее 11 тысяч долларов. И этот автомобиль довольно быстро стал дефицитным.

А если вспомнить, что нефть в 1999 году стоила менее 20 долларов за баррель, получается, что самый простой Focus соответствовал более семистам бочек (баррелей) нефти. Запомним это соотношение. А заодно вспомним, что последнее поколение этой модели во время выхода на российский рынок соответствовала цене менее двухсот бочек — разница почти в четыре раза!

Следующий кризис случился в 2008-м. И сразу после него по России прошла волна банкротств автодилеров. Но в разговорах с директорами тех предприятий, что выжили, звучало примерно следующее: «Да объёмы упали, да это очень неприятно, но мы откатились на уровень 2006−2005 годов, когда нас… всё устраивало».

С руководителями же закрывшихся дилерских предприятий поговорить не получилось — они были или в бегах, или уже сидели в КПЗ за мошенничество.

После 2008-го

Но уже с 2010 года началось «оздоровление», а в 2012 году и вовсе казалось, что все невзгоды преодолены, и, как говорится, «щас заживём». Я прекрасно помню, как попал на открытие нового дилерского центра того же «Форда» в Новосибирске весной именно 2012 года, и пообщался с тогдашним вице-президентом по маркетингу российского представительства «Форда» Марком Симпсоном. Но Марк явно не был готов к ответу на вопрос: «А почему первый „Фокус“ стартовал с цены менее 11-ти тысяч долларов, а третий с 17-ти?»

Он, конечно, промямлил что-то про инфляцию (ага, пускай бы кому-нибудь другому заливал про долларовую инфляцию в 60% за 9 лет) да про «новые технологии», но было прекрасно видно, что вопрос ему явно не нравился. А не нравился он ему потому, что «Форд» к тому моменту понял, что настало время «косить бабки». Поняли это и другие производители. Если сравнить долларовые цены середины 2000-х годов и такие же цены спустя 6−8 лет, то сразу бросается в глаза их стремительный рост. И это с учётом того, что тогда почти все автомобили импортировались, а потом очень многие автопроизводители построили заводы в России с очень нехилыми финансовыми преференциями со стороны нашего правительства.

Получается, что мировые автопроизводители очень быстро «просекли фишку» и банально начали нас «доить». Но попутно и начали реализовывать у нас объёмы, доселе невиданные. И терять эти объёмы им очень не хочется.

Что же всё-таки будет с ценами?

Чуда, конечно же, не произойдёт, и цены к концу зимы или началу весны повысятся. Но пропорционально ли росту курсов доллара и евро относительно рубля? Я абсолютно уверен, что нет! Особенно это касается иномарок, собираемых в России.

Главные причины такой уверенности завуалировано изложены выше — это очевидный запас по рентабельности и нежелание резко терять объёмы продаж. Также не исключено, что владельцы крупных производств, построенных в России, вместе с главами регионов пойдут на «поклон к царю» и станут выпрашивать дополнительные преференции, манипулируя ужасами массовых увольнений и прочими страшилками.

Также не стоит ждать резкого рублёвого повышения цен на оригинальные запчасти. А вот продавцам «неоригинала» придётся туго — рублёвые цены на качественные заменители вырастут пропорционально изменению курсов валют. В этой ситуации явно выиграют немногочисленные российские производители фильтров и прочей «мелочёвки». Лично я, например, уже давно не пользуюсь импортными фильтрами — многие наши и дешевле, и сопоставимы по качеству.

Но самое интересное, что именно сейчас — самое благоприятное время и для покупки нового автомобиля, и для какого-либо крупного и дорогостоящего ремонта, который мы всё откладывали и откладывали.

Я на своём автомобиле в самое ближайшее время собираюсь поменять пружины и амортизаторы. Сцепление и ремень ГРМ с роликами уже поменял и активно думаю про рычаги с сайлент-блоками. Ведь цены на запчасти и нормо-часы — пока старые. Но сколько продлиться эта «халява» — неизвестно.

Как неизвестно и поведение барреля с рублём. А вот с этим ситуация не настолько прогнозируемая, как в 1998 и 2008 годах. Потому что геополитический передел уже на пороге, да и глобальный нефтяной рынок тоже сильно меняется. Может быть, что вообще пересядем на «Лады» и «уазики». А там глядишь — и ГАЗ подумает о реинкарнации «Волги» с «Чайкой». И странные «Нисаны» уберут с конвейеров ВАЗа и Ижевска, ускорив выпуск «Весты» и начав разработки перспективных российских моделей. Ну а что — мечтать ведь не вредно.

А пока начальные цены на иномарки класса «С» держатся на уровне долларовых цен 2005 года — чуть более 12 тысяч долларов. Или в баррелях нефти — менее двухсот. Так что, не исключено, что ещё несколько лет поездим на иномарках.

Фото: Митя Алешковский/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Игорь Николайчук

Эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований

Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня