Авто

Штурман мирового масштаба

Призер «Дакара» о ситуации на российских дорогах

  
1472
Штурман мирового масштаба

На его счету — победы в ралли-рейдах на чемпионатах России и этапах Кубка мира, призы ралли-марафона «Дакар». Штурман Алексей Кузьмич откровенно поделился мнением о ситуации на российских дорогах и о том, куда приводит постоянный поиск перемен.

Автоспорт для мужиков

— Я всю жизнь мечтал ездить в ралли, потому что с детства знал, что это такое, — рассказывает Алексей Кузьмич. — Ралли-рейды — очень жизненный вид спорта: это вам не то же лакшери-развлекалово «Формула 1», а реальный автоспорт для мужиков. Считаю, что именно ралли-рейды — наша стихия, российская: дорог у нас нет до сих пор, а по полям тоже надо уметь ездить.

ECLECTIC: - Зачем нужен штурман в экипаже?

— Штурман — мозг экипажа, он должен уметь делать всё. Моя задача: «бежать» по трассе впереди — от ста метров до десятков километров — и направлять пилота. Раздолбаям здесь не место, это однозначно: человек должен быть собранным, дисциплинированным, понимать себя и быть тонким психологом. Задача же пилота, как мы говорим, дубасить. Всё! Больше у него никаких задач нет. Есть такая раллийная шутка: «у пилота нет мозга — у него есть зеркало». Он выполняет все, что ему говорит штурман.

ECLECTIC: - Члены экипажа позволяют себе поболтать на отвлеченные темы во время ралли-рейдов?

— На «Дакаре 2012» — я тогда ехал на КамАЗе и мы, кстати, выиграли 3-е место — все понимали, что гонка ответственная, длинная, от позиции до позиции (а это 20 километров) невозможно сидеть молча и думать о своем: так можно потерять контроль над пилотом. Поэтому травили анекдоты, рассказывали о женщинах, истории из жизни. Потом, когда оставался километр до смены курса, пилот, штурман, механик — все замолкли, но как только вышли на новую позицию: «Ну, так вот! На чем мы остановились?..»

ECLECTIC: - Какие форс-мажорные ситуации запомнились особенно?

— Мне вспоминаются несколько страшных аварий. Одна случилась в 2005 году. Мы с Владимиром Кабановым вылетели в пруд, перевернулись, упали на крышу и стали тонуть. Было страшно, так как мы понимали, что тонем, но не понимали, насколько глубоко. Дверь пилота зажало камнем — пришлось вылезать через мою. В шлемах. А когда уже вынырнули, выдохнули и полезли обратно, мы через ту же дверь «войти в салон» не смогли: то есть, как у нас получилось выбраться — вообще непонятно.

Приехали наутро вытаскивать машину, а она сползла за ночь — торчало только одно колесо. Нам пришлось прыгать в ледяную воду — протягивать тросы через каркас. Было как в кино: мы с пилотом ныряем, смотрим — рыбы плавают по салону! Потом узнали, что это вообще затопленная шахта, и нам повезло, что мы упали в трех метрах от берега: там очень резкий спуск на глубину и все покрыто илом. Теперь под Ростовом-на-Дону есть «пруд имени Кабанова-Кузьмича».

Особенности национального вождения

ECLECTIC: - Есть ли у вас любимая дорога?

— В Карелии очень нравится: там дороги интересные, требующие хороших навыков. Собственно — почему финны хорошие спортсмены? Во-первых, у них автоспорт уже 50 лет на государственной поддержке и в каждом городишке с численностью населения 7−10 тысяч человек есть картинг, ралли и профессионально подготовленные трассы — это национальный вид спорта. И второй момент: в Финляндии очень жесткие правила и извилистые дороги, поэтому они ездят 80 км/ч, но везде: гравий, грунт — по барабану. Там старушки за 60 лет отжигают так, что нашим молодым и не снилось.

ECLECTIC: — А автоспорт в России?

— А у нас… Давайте не будем об этом — у нас все грустно…

ECLECTIC: - Уговорили. Как водят гонщики в обычной жизни? Как вы водите?..

— Очень спокойно.

ECLECTIC: - Тогда — мнение профессионала: как со стороны вам видится происходящее на наших дорогах?

— Что касается вождения в принципе — это тихий ужас. У нас зеркала в машинах зачастую воспринимают только как инструмент восстановления макияжа. Повороты проезжать никто не умеет. Люди водят настолько неумело, что как только в Москве дождь, Москва стоит — хотя, казалось бы, какая разница?..

Я сохраняю среднюю скорость круглый год — что зима, что лето, что дождь, что снег, — мне вообще все равно. Менять нужно подход к вождению, но это никоим образом не должно отражаться на скорости. Умение пилотировать на грани возможностей автомобиля и своих собственных позволяет в обычной жизни ездить очень спокойно, но при необходимости — перемещаться очень быстро.

Есть еще момент: люди не просто не умеют водить — они боятся своей машины как огня. У русского человека менталитет, вообще, какой? «Если машина стоит меньше 2 миллионов — это не машина». А большинство гаджетов, которые, собственно, и влияют на цену — это лишнее: чем проще, тем лучше. Когда погодные условия меняются, я на своем автомобиле выключаю всё — потому что лучше человеческого мозга и навыков ничего не придумано. Но большинство считает: если я купил мегадорогую машину, она за меня все сделает. А между тем, правило номер один: все, что происходит с машиной, делаешь ты.

ECLECTIC: — Как перебороть «чайникам» страх перед своим «железным конем»?

— Все дело в подходе. Я это сравниваю с танцем в паре с женщиной. Если мы подходим к женщине на «вы», настоящий танец не состоится — а люди так и делают: подходят к своей машине на «вы» и пытаются ехать. А если мы на «ты» — «танец» получается, потому что я «веду женщину» — управляю машиной: я ее разгоняю, я ее торможу, я ее «закручиваю в танце», но при этом все должно быть комфортно и плавно. Тогда получается красивое вождение и пассажиру, который едет рядом со мной, без разницы — что 60, что 160.

Одноразовые игрушки

ECLECTIC: — Что для вас машина — средство передвижения или способ самовыражения?

— Машины — как костюмы, не более того. Но к выбору такого «костюма» надо относиться серьезно и подходить тщательно, понимая, для каких целей ты его «надеваешь».

ECLECTIC: — Сейчас стирается грань внешней индивидуальности автомобиля?

— Стирается. И я объясню почему: на авторынок идет чистой воды ширпотреб. Если раньше машины были все-таки утилитарные (внедорожник — для бездорожья), то сейчас стараются впихнуть всё в одно. В результате человек покупает нечто среднее — ни то ни се. Проблема и в том, что малобюджетные автомобили — да уже и дорогие — превратились в одноразовую игрушку, которая должна сломаться, чтобы ее поменяли. Это неправильно. В той же Африке весь французский автопром 1980-х ездит, и делает это охотно.

ECLECTIC: — Если вы занимаетесь автоспортом, вам постоянно необходимо движение. Вы всегда находитесь в поиске перемен?

— Конечно. Моя поговорка: «Если ты считаешь, что всего добился, — ты деградируешь». Многие же думают: если ты купил дачу, машину, дом — жизнь удалась. Ничего подобного — это всего лишь этап. Надо двигаться дальше. И суть не в том, чтобы покупать новое ненужное барахло, которое стоит и ржавеет, а развиваться внутри себя, менять себя самого…

Еще на эту тему читайте в журнале и на сайте ECLECTIC: Лайнер выходного дня

Фото из личного архива Алексея Кузьмича

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Никита Исаев

Директор Института актуальной экономики

Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Николай Платошкин

Заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня