
В 1970-х года прошлого века японские автомобили хлынули на рынки Европы и Северной Америки. И примерно с тех же времён за многими моделями закрепилась легендарная слава «неубиваемых».
Первая волна в России
Помните постперестроечный боевик «Риск без контракта»? В нем одним из «главных героев» был автомобиль Toyota Celica Camry 1980 года выпуска, который перегонялся из Владивостока в Москву. Судя по времени выхода киноленты (1992 год) и по состоянию самого аппарата, куплен он был у пакистанцев за цену, не превышающую 200 долларов. Тем не менее, сей автомобиль успешно проехал 6000 км дорог и 3000 километров бездорожья, прыгал на импровизированном трамплине и треть дороги ехал на предельных скоростях — и это не кинематографическое преувеличение.
Именно тогда, в начале 1990-х, наш народ испытал первый автомобильный шок. Мало того, что подержанные «Тойоты» и «Ниссаны» были комфортабельнее и удобнее «Жигулей» и «Москвичей», так они ещё и практически не ломались. По крайней мере, первое время. И даже на «жигулёвском» масле.
К середине-концу 1990-х, когда более-менее сложилась инфраструктура покупки, владения и обслуживания праворульных «японцев», сибирский и дальневосточный люд испытал следующий шок — на качественном масле и при должном обслуживании эти автомобили были попросту неубиваемыми. Особенно эта касалось ставших знаменитыми и массовыми «Тойот» моделей Carina, Corona и Camry.
Серия 170
Эта серия стала по-настоящему массовой в Сибири и на Дальнем Востоке уже к 1996 году. «Карины» и «Короны» этой серии встали на конвейеры в Японии в 1988 году. Их двигатели уже тогда имели электронный распределённый впрыск топлива. Многие модификации оснащались ABS, почти все — четырёхступенчатым автоматом, и абсолютно все — кондиционерами, а то и климат-контролем.
Рестайлинговую «Корону» 1990 года выпуска, получившую по «ту» сторону Урала прозвище «зубатка», в 1996 году купил и мой отец. Правда, она была редкой модификации — с механической 5-ступенчатой коробкой передач (да, встречались и такие). Но все остальные автомобильные «прелести» в ней имелись.
Не было только одной — удовольствия от вождения. В управлении эта «Корона» (как и подавляющее большинство «Тойот») была пресной и совершенно неинтересной. Но свои утилитарные функции она исполняла великолепно. А захандрила всего один раз — быстро сдались задние амортизаторы. Впрочем, для её пробега и с учётом почти постоянной езды с загруженным по самое «не хочу» багажником, это была вполне невинная и прогнозируемая напасть. Которая решилась покупкой новых амортизаторов «Каяба» ещё той самой, оранжевой серии.
И всё! За 4 года интенсивной и не очень щадящей эксплуатации эта «зубатка» НИ РАЗУ не поломалась и не дала повода усомниться в своей надёжности. И часто встречающийся тогда красный (этилированный) АИ-93 она глотала, даже не поперхнувшись. Впрочем, как и сотни тысяч её праворульных «сестёр» от Владивостока до Москвы и Питера. Автомобиль был продан знакомому, который проездил на нём без каких-либо значимых проблем ещё столько же лет.
На рынки Западной Европы эта серия шла под именем Carina II. Но её слава была не такой ошеломляющей. Главная причина — конечно же, не пресловутое «императорское качество» автомобилей для внутреннего рынка Японии, а характер западноевропейской эксплуатации. Такие японские машины в Старом Свете покупались небогатыми гражданами и эксплуатировались гораздо интенсивнее, чем в Японии. Отсюда и меньший остаточный ресурс. Те же «Карины» и «Короны», которые шли из Японии, часто имели пробеги менее 100 000 км, не знали почти предельных режимов на безлимитных немецких автобанах и качественнее обслуживались. Сибиряки и дальневосточники поговаривали: «Да они в Японии только обкатку прошли». И были недалеки от истины.
Серия 190
Именно на эту серию пришлись все лавры знаменитой японской надёжности и неубиваемости. На Западе эта серия известна под именем Carina Е (но не «е», а «эпсилон»). Её почти полный праворульный аналог — Corona. А вот Carina уже отличалась внешне, особенно сзади. И её характерные изгибы стали причиной народного прозвища — «улыбка». Corona же именовалась «бочка».
За надёжность и неубиваемость автомобилям этой серии прощали абсолютно всё, особенно — неказистую внешность. Собственно, прозвище «бочка» говорит о дизайне красноречивее некуда.
Зато моторы, особенно 2-литровые — бензиновый 3S-FE и дизельный безнаддувный 2C, — по праву получили прозвище «миллионник». Впрочем, и остальные двигатели, 1.6-литровый 4A-FE и 1.8-литровый 4S-FE тоже не страдали какими-либо болячками и при щадящей эксплуатации могли запросто перемахнуть 500-тысячный пробег, даже не заметив его.
Что же касается управляемости и удовольствия от вождения, то как и с надёжностью, всё оставалось на прежнем уровне — пресность и невыразительность, возведённые в абсолют.
Серия 210
Одна из причин финансового успеха «Тойоты» — это фактический обман миллионов людей по части смены поколений. Заключается этот обман в том, что в «Тойоте» одними из первых решили радикально обновлять свои модели не за 5−7-летний цикл, а вдвое реже. Вот и 210 серия представляла собой глубокий рестайлинг серии 190. Затраты на который значительно (порой на порядок) ниже, чем на разработку по-настоящему новой модели.
Зато 210 серия получила в наследство ту самую надёжность. Которая, тем не менее, была немного подпорчена новым двигателем серии 7А. Этот мотор был, как водится, экономичнее, экологичнее и лучше по всем «объективным» показателям, кроме одного — той самой вожделенной надёжности. Скорее всего, это было связано и с новыми «экологическими» веяниями, и с тем, что серию А не стоило растачивать до 1.8 л.
А вот с внешностью вышли классические японские грабли, на которые они (японцы) наступали и наступают постоянно — на внутренний японский рынок шли очень неплохие и даже ладные Carina и Corona Premio, а в Европу и к нам поставлялись несуразные Avensis.
Серия 240
С этой серией приключилась примерно та же история, что и с предыдущей. Модели для внутреннего рынка Японии (Allion и Premio) выглядели гораздо интереснее и гармоничнее откровенно неприглядного Avensis, который шёл в Россию и в Европу.
Правда по части техники 240-я серия представляла собой по-настоящему новые модели. Собственно, больше о них сказать нечего. Потому что эта новизна повела жирную черту под легендарным понятием «тойотовская надёжность».
Снимок в открытие статьи: Toyota серия 240/ Фото предоставлены автором