
Недавно депутат Госдумы РФ Алексей Журавлев предложил маркировать бренды, имевшие связи с гитлеровцами во время войны. В «список Журавлева» попали не только немецкие компании, но и, например, IKEA и Coca-Cola. Однако именно немецкий автопром оказался в списке в полном составе.
Volkswagen
Первый хит компании — «Жук» — разработан еще до войны Фердинандом Порше-старшим, и Адольфа Гитлера можно считать одним из «соучредителей» проекта. Сам Порше был одержим идеей небольшой малолитражки еще со времен работы на Mercedes-Benz и даже рассорился с руководством компании на этой почве, однако в Гитлере нашел покровителя. Фюрер, в свою очередь, вынашивал планы полной моторизации немецкого населения. В предвоенное время был заложен и город Вольфсбург, где штаб-квартира VW располагается до сих пор.
Если серийное производство «Жука» удалось наладить лишь после войны, то во время оной завод в Вольфсбурге выпускал военную технику, в том числе вездеход «Кюбельваген». Он был спроектирован все тем же Фердинандом Порше и его сыном, как и ряд другой военной техники, включая известные своей бронебойной мощью истребители танков «Фердинанд» и танки Maus, которые весили — страшно сказать — почти 190 тонн! После войны Фердинанд Порше-старший был осужден как пособник нацизма на 22 месяца работ на Францию, и отбыл срок во французской зоне оккупации.
Porsche
Фамильный бренд Porsche возник еще до войны в качестве инженерной компании, но появление первого спорткара Porsche 356 случилось уже в мирное время, благодаря в основном Фердинанду Порше-младшему (сыну). Впрочем, сам он также был осужден за пособничество нацистам, но пробыл в тюрьме меньше, чем отец.
BMW
Общеизвестный факт — BMW «начиналась» как авиационное предприятие, специализирующееся, в основном, на двигателях. В предвоенное время этот факт сыграл с компанией, которая уже выпускала автомобили, злую шутку, потому что ее вовлечение в подготовку к войне стало неизбежным. При этом глава BMW Франц Йозеф Попп пытался сдержать полный переход заводов на военные рельсы, однако в результате сам лишился влияния. Во время войны производство автомобилей было прекращено и заводы компании выпускали авиационные моторы для Luftwaffe. Так что «Юнкерсы» и «Фокке-Вульфы» летали, в том числе, на моторах BMW.
В начале войны BMW выпускала также тяжелые военные мотоциклы, а одна из предвоенных моделей R71 стала прототипом для советского мотоцикла М-72, позже получившего бренд «Урал».
Mercedes-Benz
Во время войны Mercedes-Benz делал военную продукцию, включая грузовики, авиадвигатели и запчасти. При этом сотрудничество компании с Гитлером имеет и предвоенную историю. В частности, Mercedes-Benz был основным партнером Гитлера в реализации еще одной навязчивой идеи фюрера: создании гоночного автомобиля, который бы доминировал в гонках Гран-При и прославлял техническую мощь Германии. Mercedes-Benz в самом деле взял три из четырех предвоенных титулов в гонках Гран-При, выступая под нацистским флагом.
Audi
Кстати, четвертый из упомянутых титулов взяла другая немецкая марка Auto Union, которую принято ассоциировать с современным брендом Audi: довоенная Audi вошла в «автосоюз» в составе еще трех марок. Гитлер подрядил Auto Union для строительства альтернативного гоночного автомобиля, причем в числе тех, кто убедил его в этом, был все тот же Фердинанд Порше. Он же — автор самого Auto Union Type C, который выиграл чемпионат 1936 года также под нацистским флагом.
Заводы Audi во время войны были поставлены под ружье, выпуская в основном тяжелую технику и самолеты. Позже были обнародованы данные об использовании на заводах труда заключенных из концлагерей, что было принятой в нацистской Германии практикой.
Opel
Opel проявил сдержанность к военным планам страны, пытаясь сохранить собственное производство — относительной независимости «Опеля» помогали связи с американским GM. Однако после первых трудностей немецкой армии в Советском Союзе завод также был полностью переориентирован на военное производство, специализируясь преимущественно на грузовиках и двигателях.
Так патриотично ли…
Строго говоря, все значимые заводы Германии времен Второй Мировой войны были поставлены на службу армии, и продвинутый немецкий автопром не мог избежать этой участи. В горячие военные годы бренды как таковые утратили значимость: они сплавились в котле немецкой военной машины, работающей как единый организм. Некоторые марки, например, Audi, были возрождены уже много позже войны и не всегда имели прямое отношение к предвоенным своим тезкам. Многие бренды выплачивали компенсации пострадавшим, пытаясь таким образом скомпенсировать свою вину.
Какого-то общепринятого определения меры ответственности, которую несет современный бренд за военные «подвиги» прошлого, нет. И ответ на вопрос из заголовка каждый должен найти самостоятельно.
Россияне между тем очень любят — почти боготворят — немецкий и японский автопромы, которые в те годы были по другую сторону фронта. Перфекционизм, изощренность и продуманность инженерных решений были свойственны немецкой технике и в военные годы. Но те, кто в итоге стал победителем, ездили не на немецких машинах…