Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Эволюция авто
5 июля 2015 08:43

Патриотично ли водить немецкий авто?

Чем занимались автопроизводители ФРГ в годы Второй Мировой

9908

Недавно депутат Госдумы РФ Алексей Журавлев предложил маркировать бренды, имевшие связи с гитлеровцами во время войны. В «список Журавлева» попали не только немецкие компании, но и, например, IKEA и Coca-Cola. Однако именно немецкий автопром оказался в списке в полном составе.

Volkswagen

Первый хит компании — «Жук» — разработан еще до войны Фердинандом Порше-старшим, и Адольфа Гитлера можно считать одним из «соучредителей» проекта. Сам Порше был одержим идеей небольшой малолитражки еще со времен работы на Mercedes-Benz и даже рассорился с руководством компании на этой почве, однако в Гитлере нашел покровителя. Фюрер, в свою очередь, вынашивал планы полной моторизации немецкого населения. В предвоенное время был заложен и город Вольфсбург, где штаб-квартира VW располагается до сих пор.

Если серийное производство «Жука» удалось наладить лишь после войны, то во время оной завод в Вольфсбурге выпускал военную технику, в том числе вездеход «Кюбельваген». Он был спроектирован все тем же Фердинандом Порше и его сыном, как и ряд другой военной техники, включая известные своей бронебойной мощью истребители танков «Фердинанд» и танки Maus, которые весили — страшно сказать — почти 190 тонн! После войны Фердинанд Порше-старший был осужден как пособник нацизма на 22 месяца работ на Францию, и отбыл срок во французской зоне оккупации.

Porsche

Фамильный бренд Porsche возник еще до войны в качестве инженерной компании, но появление первого спорткара Porsche 356 случилось уже в мирное время, благодаря в основном Фердинанду Порше-младшему (сыну). Впрочем, сам он также был осужден за пособничество нацистам, но пробыл в тюрьме меньше, чем отец.

BMW

Общеизвестный факт — BMW «начиналась» как авиационное предприятие, специализирующееся, в основном, на двигателях. В предвоенное время этот факт сыграл с компанией, которая уже выпускала автомобили, злую шутку, потому что ее вовлечение в подготовку к войне стало неизбежным. При этом глава BMW Франц Йозеф Попп пытался сдержать полный переход заводов на военные рельсы, однако в результате сам лишился влияния. Во время войны производство автомобилей было прекращено и заводы компании выпускали авиационные моторы для Luftwaffe. Так что «Юнкерсы» и «Фокке-Вульфы» летали, в том числе, на моторах BMW.

В начале войны BMW выпускала также тяжелые военные мотоциклы, а одна из предвоенных моделей R71 стала прототипом для советского мотоцикла М-72, позже получившего бренд «Урал».

Mercedes-Benz

Во время войны Mercedes-Benz делал военную продукцию, включая грузовики, авиадвигатели и запчасти. При этом сотрудничество компании с Гитлером имеет и предвоенную историю. В частности, Mercedes-Benz был основным партнером Гитлера в реализации еще одной навязчивой идеи фюрера: создании гоночного автомобиля, который бы доминировал в гонках Гран-При и прославлял техническую мощь Германии. Mercedes-Benz в самом деле взял три из четырех предвоенных титулов в гонках Гран-При, выступая под нацистским флагом.

Audi

Кстати, четвертый из упомянутых титулов взяла другая немецкая марка Auto Union, которую принято ассоциировать с современным брендом Audi: довоенная Audi вошла в «автосоюз» в составе еще трех марок. Гитлер подрядил Auto Union для строительства альтернативного гоночного автомобиля, причем в числе тех, кто убедил его в этом, был все тот же Фердинанд Порше. Он же — автор самого Auto Union Type C, который выиграл чемпионат 1936 года также под нацистским флагом.

Заводы Audi во время войны были поставлены под ружье, выпуская в основном тяжелую технику и самолеты. Позже были обнародованы данные об использовании на заводах труда заключенных из концлагерей, что было принятой в нацистской Германии практикой.

Opel

Opel проявил сдержанность к военным планам страны, пытаясь сохранить собственное производство — относительной независимости «Опеля» помогали связи с американским GM. Однако после первых трудностей немецкой армии в Советском Союзе завод также был полностью переориентирован на военное производство, специализируясь преимущественно на грузовиках и двигателях.

Так патриотично ли…

Строго говоря, все значимые заводы Германии времен Второй Мировой войны были поставлены на службу армии, и продвинутый немецкий автопром не мог избежать этой участи. В горячие военные годы бренды как таковые утратили значимость: они сплавились в котле немецкой военной машины, работающей как единый организм. Некоторые марки, например, Audi, были возрождены уже много позже войны и не всегда имели прямое отношение к предвоенным своим тезкам. Многие бренды выплачивали компенсации пострадавшим, пытаясь таким образом скомпенсировать свою вину.

Какого-то общепринятого определения меры ответственности, которую несет современный бренд за военные «подвиги» прошлого, нет. И ответ на вопрос из заголовка каждый должен найти самостоятельно.

Россияне между тем очень любят — почти боготворят — немецкий и японский автопромы, которые в те годы были по другую сторону фронта. Перфекционизм, изощренность и продуманность инженерных решений были свойственны немецкой технике и в военные годы. Но те, кто в итоге стал победителем, ездили не на немецких машинах…

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня