Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
27 июля 2015 08:30

Электронные помощники для водителя: «за» и «против»

На что стоит раскошелиться?

7736

Когда-то арсенал подобных устройств исчерпывался антиблокировочной системой (ABS), но сегодня «электронные протезы» умеют парковаться, тормозить, поддерживать дистанцию, оценивать угрозы. Кроме того, они становятся все дешевле — автопарковщик с системой автоторможения получил даже обновленный Ford Focus. Но при всех плюсах, у таких помощников есть неприятные побочные эффекты, о которых полезно знать.

Системы автоматической парковки

Современные машины освоили как перпендикулярную, так и параллельную парковки, и на промо-видео маневр смотрится, как балет: автоматика с первого раза паркуется в слот по миллиметрам, оплавляя сердца дам и некоторых им подобным мужчин.

Но прежде чем инвестировать деньги в автопарковщик, настоятельно рекомендуем попробовать выбранную версию в деле. Так, некоторые системы требуют выполнения небольшого ритуала и срабатывают не всегда. Например, вы должны включить правый поворотник, плавно двигаясь вдоль рада запаркованных машин, чтобы сканер определил место, куда автопилот сумеет втиснуть ваш автомобиль. Иногда требуется ехать с определенным боковым интервалом, не выдержав который, вы поставите систему в тупик. Бывает, электроника не видит удобные для парковки слоты без явной причины. Почему? Читайте 200-страничную инструкцию.

Кроме того, многие парковочные автопилоты умеют выкручивать руль, но не тормозят самостоятельно. А ведь при тесной парковке притирка к препятствиям является чуть ли не самым сложным аспектом для новичков.

Парковочные автопилоты не бесполезны для совсем уж «чайников», но ими нужно уметь пользоваться. В связи с этим возникает вопрос: не проще ли просто научиться парковаться? Для этого нужна пара дней, пустая площадка, оранжевые конусы и практика, практика, практика.

Хотя если вы на третий год вождения раздумываете, в какую сторону вертеть руль при парковке, автопилот станет спасением.

Активный круиз-контроль

Его пассивный братец известен уже с полвека: система поддерживает выбранную водителем скорость, позволяя правой ноге отдыхать, а двигателю — экономить топливо. Отличие активного автопилота в том, что он контролирует не только скорость, но и дистанцию до машины впереди. В целом, это удобно: можно «зацепиться» за автомобиль, который едет в том же ритме, и ваша машина будет повторять телодвижения вожака, синхронно ускоряясь и тормозя вплоть до полной остановки.

Впрочем, в эффективности системы кроется ее основная опасность. Привычка тормозить самостоятельно уходит быстро, что особенно опасно для молодых водителей. Активный круиз-контроль в принципе расслабляет, и если автомобиль впереди совершит резкий маневр для объезда выбоины или пешехода, автопилот вам ничем не поможет. Наконец, некоторые системы имеют странные алгоритмы: автомобиль впереди скрылся за поворотом, но автопилот думает, что трасса свободна и поддает газу… К этому нужно быть готовым и не выставлять на круиз-контроле слишком высокую скорость.

Системы автоторможения

Самым популярным видом ДТП с автомобилями остается наезд сзади, с чем и призваны бороться подобные системы. Сканеры непрерывно оценивают дистанцию до автомобиля впереди, и если она приближается к критической с учетом текущей скорости, система оповещает водителя и задействует тормоза.

В целом, это отличная штука для сонь за рулем, которая работает в критической ситуации и, в отличие от активного автопилота, не убивает естественный рефлекс тормозить.

Правда, подобные системы обычно имеют ряд ограничений. Так, предельная интенсивность замедления обычно не превышает 0,5 g, то есть примерно в два раза ниже предельной, которую обеспечит «естественное» торможение в пол. Производители не берут на себя никаких обязательств, и в качестве главной функции таких систем называют даже не полное исключение аварий, а снижение их вероятности и тяжести последствий. Помимо торможения приводятся в боевую готовность системы безопасности, что повышает их эффективность.

Некоторые автомобили премиум-сегмента оснащаются более продвинутыми распознавателями пешеходов: при обнаружении на дороге двуногого «нежданчика», система предупредит водителя и начнет замедление, но в целом ограничения те же — интенсивность замедления будет ниже предельной. Близки к описанным системам «пробочные автопилоты», которые научились, в том числе, подруливать и держать автомобиль в своей полосе. Volvo работает над системой, которая сможет не только тормозить перед препятствием, но и объезжать его.

В целом, системы автоторможения полезны, но если при езде вы уповаете на них регулярно, лучше отказаться от вождения вообще.

Электронные паникеры

Огромное внимание сегодня уделяется системам, которые не вмешиваются в управление, а лишь оповещают водителя о возможной угрозе. В слепой зоне появилась машина — на зеркале заднего вида загорится маячок. Водитель пересек разметку без поворотника — мелко завибрирует руль. Дистанция до автомобиля впереди слишком мала — красный индикатор и писк. Водитель едет «змейкой» — призыв остановиться и отдохнуть.

Полезны ли такие системы? Отчасти да: они вроде опытного водителя рядом с вами, который предупреждает об узких местах. Правда, иные производители проявляют такой рвение, что паникеры становятся назойливыми, и отвлекают на себя больше внимания, чем само вождение. К ним также нужно привыкнуть и разобраться, что значит тот или иной писк, лампочка или пиктограмма. Потому что когда завизжит, разбираться будет некогда.

Системы удержания на полосе

Новый VW Passat и Skoda Superb оснащаются системой, которая подруливает автомобиль, ориентируясь по разметке. Вкупе с автоторможением это близко к полному автопилоту, однако ограничений еще предостаточно. Например, система не отреагирует на слишком крутой поворот, поэтому водитель не вправе откинуться с планшетом и погрузиться в соцсети. Кроме того, для работы системы нужна все-таки видимая разметка — ее российский аналог может лишь сбить робота с толку.

Послесловие

Рано или поздно из этих модулей соберется полноценный автопилот. Машины без водителя (но еще с оператором) уже тестируются на улицах городов, к счастью, американских. Так что полное отстранение нас от вождения — вопрос 10−20 лет.

Однако пока доверия электронике нет. Во-первых, ни одна из этих систем не обязана застраховать вас, и в любой аварии виноват тот, кто держался за баранку. Исключение — разве что откровенный отказ электроники, который вы сумели доказать. В остальном, уткнувшись носом в бампер «мерса», на электронику не кивают.

Во-вторых, вменяемому водителю ни одна из этих систем не нужна, и пока человеческие мозги, используемые по назначению, многократно превосходят любой гаджет.

Более того, при внедрении подобных систем маркетинговая составляющая нередко доминирует над здравым смыслом, отчего их постоянное сверчание больше нервирует и отвлекает, чем помогает чего-то там предотвратить.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня