Автомобили с правым расположением органов управления «водятся» в Британии, на Мальте, в Австралии, Индии и некоторых других странах. Но когда-то и Советский Союз делал успешные попытки производства праворульных автомобилей. Мы решили рассказать об этой интересной вехе в истории отечественного автопрома.
1965-й: начало
Освоение заграничного рынка с левосторонним движением началось в далеком 1965 году. Первым «засланным казачком» стал переделанный под нужды иностранцев ГАЗ-21П. Вскоре за ним последовали и «Москвичи». А праворульные УАЗы и ЗИЛ-130 отправлялись на рынок Индии.
Что интересно, некоторые «прули» оставались в Советском Союзе. Например, модифицированные «Запорожцы» и «Москвичи» (речь идет об ИЖ-2715, который в народе прозвали «пирожок»). Их довольно продуктивно использовали в почтовой службе. Посудите сами: водитель в этом случае выходил из машины непосредственно на тротуар, забирал письма из почтовых ящиков и двигался дальше по маршруту. Это было очень удобно, и к тому же позволяло сэкономить время. Такие необычные почтовые машины, конечно, встречались в городах Союза нечасто. Больше всего праворульных почтовых «Москвичей» и «Запорожцев» «обитало» в Краснодарском крае.
Думаю, многие знают, что «отцом» советского автомобиля ВАЗ-2101 является Fiat 124. Так вот, этот самый «итальянец» экспортировался и в Британию. А значит, имел модифицированную для этого рынка версию. Поэтому создатели «Жигулей» рассудили здраво: «А чем наше-то детище хуже?!» И вскоре у «Фиата» на рынке Британии появился еще один конкурент.
Первые «Жигули» с правым расположением органов управления появились в 1974 году. Это были две модели, которые получили собственные индексы — 21012 и 21014. А потом «прулем» обзавелись и другие модели ВАЗа, от «двойки» до «семерки». Более того, переделали под потребности британского рынка даже «Нивы». А потом компанию им составили и переднеприводные отпрыски советского автомобилестроения. А именно, 21086, 21087, 21088, 21096, 21097, 21098 и 210996.
Другими словами, во времена СССР отечественный автопром еще не комплексовал, и наши машины пытались покорять иностранные рынки. Пусть даже экзотические.
Чем они отличались?
Если брать автомобили с задним приводом, у них при переносе руля менял свое расположение вакуумный усилитель тормозов, «прихватив» с собой гидропривод и сцепление. Интересно, что на «тройках» и «шестерках», «заточенных» под праворульный рынок, ключ зажигания оставался с левой стороны.
Переносом органов управления «в бардачок» дело не ограничивалось. Пришлось на 180 градусов разворачивать и «дворники», чтобы перед водителем был лучший угол обзора и очистки стекла. Заодно «подретушировали» приборы: разметку в километрах переделали под мили.
Но и это не все. Так, «двойки» в кузове универсал шли со стеклоочистителем и омывателем стекла пятой двери. А «прокаченные» версии Lada 1300 ES отличались еще и более толстым кузовом. К тому же, металл перед покраской проходил обязательную процедуру электростатической и антикоррозийной обработки.
Коснулись изменения и технической составляющей. Трансмиссия, стартер, сцепление, аккумулятор и система выпуска были усилены из-за специфики английского климата.
Более дотошно на заводе относились и к качеству праворульных автомобилей. Существовал даже специальный Центр импорта, в котором машины проходили около 40 всевозможных проверок. Правда, и в Британии советские машины проверяли еще почти по 60 пунктам. Так что качество праворульных «Жигулей» было в разы лучше, чем у машин для внутреннего рынка.
«Люксовые» версии
Различались автомобили и внешне. Так, «шестерки», которые шли на британский рынок, в 1982 году обзавелись алюминиевыми бамперами, в которые были «вшиты» подфарники.
А вот английский импортер Satra Motors Ltd модернизировал советские автомобили самостоятельно. Главной «фишкой» была «люксовая» версия Lada 1600, которая называлась ES. Отличия заключались в отделке крыши винилом, алюминиевыми дисками Apollo Octavo, на которые ставились шины Goodyear Grand Prix. Кроме того, «прокаченные» машины могли похвастать трехспицевым рулем с кожаной оплеткой, а также кассетной магнитолой Radiomobile 310CSR. Кстати, ее антенна автоматически «выезжала» из заднего крыла.
Первые ВАЗы-21212 стали поставлять в Англию в 1978 году, причем машины были исключительно леворульными. «Заточенные» под британский рынок модели появились лишь спустя пять лет. Объясняется казус просто. Дело в том, что в то время «Нива» даже в Европе считалась очень хорошим внедорожником. Иностранцев, желающих заполучить советский автомобиль, было предостаточно, и руководство завода не видело смысла мудрить с праворульной модификацией.
К сожалению, не осталось точной информации, каким тиражом разошлась леворульная «Нива» по Европе. Но то, что их было немало — это точно.
В 1987 году в Англии появилась и «люксовая» версия ВАЗ-21212, которая «там» называлась Lada Niva Cossack. На деле, отличий от оригинальной версии было немного. Незначительные изменения затронули интерьер, кроме того, появилось несколько не самых нужных опций.
Забавный факт — 12-миллионным детищем ВАЗа стала праворульная «девятка», сошедшая с конвейера 6 июля 1989 года.
Вообще, семейство «Самара» пользовалось хорошим спросом в Европе. Сам по себе автомобиль был качественно собран, отличался надежностью и неплохим комплектом опций. В то же время цена у него была ниже, чем у прямых конкурентов, и соответствовала машинам классом ниже. Единственное, что в этих авто не устраивало британцев — чрезмерная вибрация и низкое качество материалов отделки.
В 1994 году в Англии появляется спецверсия Lada Samara Juno. Она отличалась модным аэродинамическим обвесом, антикрылом на крышке багажника, специальными накладками Juno на порогах и колесами на 14 дюймов. Особым шиком считались люк в крыше, аудиосистема Blaupunkt и спортивный руль.
The End
На этом история покорения британского рынка и заканчивается. В 1990-е АвтоВАЗ переживал не лучшие времена. Планы по дальнейшему освоению зарубежного рынка, конечно, были. Но дальше документации на праворульные «десятки» дело так и не пошло. В итоге, рынок Англии, который завоевывался с таким трудом, был потерян очень быстро. И в дальнейшем ВАЗ уже не развивал это направление.