Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / На колесах
25 апреля 2016 08:48

«Москвичи» в «Ралли века»

Вспоминаем историю отечественного автоспорта

12299

Тяжелейшие международные марафоны «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико» 1968 и 1970 годах современники назвали «Ралли века». Команды советских «Москвичей» были в числе немногих успешно дошедших до финиша.

Перед гонкой

Можно сказать, что Советский Союз выставил свои автомобили в ралли случайно. Просто один из руководителей «Автоэкспорта», листая британскую прессу в целях повышения образованности, наткнулся на новость о предстоящей гонке. Решение появилось мгновенно, и как следствие — звонок в Министерство автомобильной промышленности СССР. А затем «добро» дал и Генсек Леонид Брежнев.

До гонки советские команды никто всерьез не воспринимал. Они казались обычными «мальчиками для битья». Но наши к гонкам подошли очень ответственно. Машины были практически стоковые, но собирали их тщательно. Достаточно сказать, что на Уфимский моторный завод отправилась команда инженеров с АЗЛК, которая следила за изготовлением и обкаткой на стендах силовых агрегатов. Каждый двигатель проработал 62 часа, после чего их разобрали, проверили и вновь собрали. Каждая деталь в моторе получила свой сертификат качества.

АЗЛК предоставил командам и запасные автомобили. Но не для замены в случае форс-мажора, а для рекламных акций.

Ход гонки

Во время марафонов случались с советскими пилотами самые разнообразные инциденты. Не обошлось и без курьезных.

Например, на узких и запутанных улочках Европы к «Москвичам» то и дело «приклеивались» машины из других команд. Причем они ехали с такой же скоростью, и идти на обгон не собирались. Наши пилоты, конечно, заподозрили неладное. Но все оказалось проще. Дело в том, что советские штурманы, как выяснилось, лучше остальных ориентировались на местности (хотя никогда прежде там и не бывали), а потому не ходили кругами. Видя это, машины соперников просто пристраивались «хвостом» и ехали следом.

Неприятный инцидент, который мог стоить жизни советским гонщикам, произошел в Бразилии, где пролегала часть маршрута.

В Сан-Паулу неожиданно два автомобиля заблокировали «Москвич». Из них вышли вооруженные люди и попытались вытащить пилотов из машин. Гонщики кое-как отбились и успели закрыть замки. За это время у «Москвича» собралась разгневанная толпа и попыталась перевернуть авто. Только когда бразильцы узнали, что за рулем находятся граждане Советского Союза, они отпустили гонщиков. Впоследствии выяснилось, что один из английских экипажей чуть не сбил ребенка и вспыльчивые бразильцы решили отомстить, не особо разбираясь, кто виноват.

В Австралии наших пилотов подвел русский «авось». Экипаж одного из «Москвичей» решил не обременять авто дополнительной нагрузкой, и отказался ставить на «морду» защиту от кенгуру. И… конечно же, именно эта машина и повстречалась с гигантским «кузнечиком». Помятый капот, разбитая фара, пробитый радиатор — на ремонтные работы экипажу пришлось потратить более 30 минут, чем и воспользовались соперники.

В марафоне 1970 года советская команда умудрилась потерять одну машину. Надо сказать, что внутренняя конкуренция пресекалась и довольно жестко, но порой гонщики позволяли себе вольности. И однажды мимо автомобиля под номером 21 промчался другой «Москвич». Водитель «двадцать первого» решил догнать коллегу. Но на одном из виражей не справился с управлением и вылетел с трассы. А поскольку пилот впопыхах забыл пристегнуться, то вылетел из авто и сломал семь ребер.

Хотя советская «техничка» добралась относительно быстро, и машина смогла вернуться на маршрут (водителя пришлось отвезти в больницу за 500 километров от места ДТП), судьи все равно сняли ее с гонки. Поскольку потеря члена экипажа (водителя) приравнивалась к дисквалификации автомобиля.

Кстати, финиш официально засчитывался только в случае, если до заветной черты добиралось минимум три машины одной команды. Поэтому нашим гонщикам, потерявшим «боевого товарища», пришлось ехать с перестраховкой, чтобы все оставшиеся три «Москвича» сумели пересечь финишную черту.

О «техничках» и маршрутах

У Peugeot, Citroen и Ford имелись десятки автомобилей сопровождения, плюс вертолеты. К тому же, чуть ли не на каждом пит-стопе их ждали опытные механики.

Наши экипажи ничем подобным похвастаться не могли. Они располагали всего двумя «техничками». Это были универсалы «Москвич-427», которые в загруженном состоянии весили примерно две с половиной тонны.

Кроме того, советские экипажи состояли из трех человек (у остальных — по два пилота). Третий член экипажа числился как механик. Именно ему приходилось по ночам приводить потрепанную «боевую единицу» в порядок, пока пилоты спали. Соответственно, механик мог отоспаться днем, в мчащейся по спецучастку машине.

Большую часть пути «Москвичам» пришлось «тарабанить» по разбитым, захолустным дорогам. «Довескам» к ним шли горные серпантины. Из-за этого машины порой целый день могли ехать, прыгая с первой на вторую передачу. Но бывали и праздники, когда на некоторых участках удавалось разогнаться свыше 100 километров в час (и это учитывая, что даже гоночные машины были серьезно перегружены — забиты самыми необходимыми запчастями).

Результаты гонки 1970 года оказались неожиданными. Со старта в путь, например, отправилось шесть Citroen, двенадцать Peugeot, девять Ford, шесть Triumph, пять «Москвичей». А до финиша добралось: по одному из всех «французов», четыре «американца», два «британца» и три представителя СССР. А вот BMW, Mercedes, Porsche или Hillman потерпели полное фиаско, «растеряв» по пути всех своих представителей.

Последние новости
Цитаты
Павел Селезнев

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России

Ирина Абанкина

Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня