Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
3 июля 2016 19:08

Фантомные пробки

Почему возникают заторы на пустом месте?

7677

Пробки — бич не только мегаполисов, но и городов с населением менее миллиона. Возникать они могут по самым разнообразным причинам. Но бывает, что заторы образовываются буквально на пустом месте — тогда они именуются фантомными пробками.

Почему так происходит?

Обычная ситуация для многих городов России: скорость машин на дороге неожиданно замедляется, а потом, спустя время, вновь увеличивается. Такие «волны» могут возникать систематически. Причем, замедление потока происходит в тех местах, где, казалось бы, нет препятствий. Но факт остается фактом. Буквально на ровном месте машины практически останавливаются, а время в пути увеличивается.

Подобные инциденты давно стали занимать умы ученых, экспериментаторов и целых исследовательских групп. Они с помощью математических подсчетов и тестов пытаются выяснить причину возникновения пробок на ровном месте.

Эксперименты показали, что виновниками фантомных заторов чаще являются сами водители. Дело в том, что в плотном потоке даже самое пустяковое нарушение способно разрушить «карточный домик» трафика. Например, водитель зазевался, и ему пришлось тормозить резче, чем нужно. Соответственно, ехавшему за ним автомобилю нужно совершить такое же действие, только с большим усилием. И далее по цепочке. В результате — полоса движения начинает сильно «тупить».

Специалисты из американского университета Темпл назвали подобные происшествия «волнами замедления». Уже несколько лет звездно-полосатые специалисты пытаются докопаться до причин одной из главных бед автомобилистов. Именно они в ряде тестов доказали, что водители сами виноваты в возникновении «волн», и чаще всего из-за банальной невнимательности: они в последний момент замечают чуть изменившуюся ситуацию на дороге, и экстренным торможением запускают цепную реакцию на всю полосу движения.

Важно и то, что если эти инициаторы в течение короткого времени вернуться в нормальный режим движения, то спровоцированная ими волна утихнет не сразу. Эта волна всего за несколько секунд покрывает расстояние от сотни метров до километра, в зависимости от плотности потока. И машины, которые находятся в самом конце этой волны, как правило, вообще останавливаются. Кроме того, обратное увеличение скорости происходит медленно, занимая больше количество времени.

Вместе с американцами разобраться в проблеме фантомных пробок пытаются и японские ученые. Результаты их тестов практически полностью совпали с выводами коллег из Темпла.

Для наглядности, японцы провели эксперимент на обычном транспортном кольце. 22 водителя, которые двигались по кругу со скоростью 30 км/ч, в определенный момент тормозили с заведомым запозданием, провоцируя других участников движения к такому же действию. И буквально через несколько минут большинство автомобилей на кольце просто остановились.

Виноваты все стороны, или?..

«Всех собак» некоторые ученые решили повесить на водителей, не соблюдающих установленную скорость и не держащих необходимую дистанцию. Действительно, часто фантомные пробки образуются из-за неправильных и необдуманных действий водителей. Дело в том, что иногда водители специально увеличивают скорость там, где этого делать по логике и правилам не следует. Например, перед запрещающим светом светофора или перед плотным потоком автомобилей впереди. Видя впереди пустые 10−20 метров дороги, и другие водители решают газануть.

Вместе с тем, специалисты из университета штата Массачусетс пришли к выводу, что даже если все водители станут на дороге вести себя идеально, полностью искоренить фантомные пробки не получится.

На деле, действия водителей — лишь верхушка айсберга. Несомненно, заторов станет меньше, если водители станут идеальными, но полностью они не исчезнут. И виной тому пропускная способность самих дорог, развитость инфраструктуры и прочие технические нюансы. Ведь большинство трасс строилось давно — когда никто из не мог предположить, что машин станет так много.

Есть ли решение?

И американцы, и японцы, и европейцы уверены, что искоренить фантомные пробки вполне возможно. Иначе зачем человечество устраивало технические революции?! С недугом помогут совладать современные технологии и здравый смысл.

Самое простое и логичное решение — не допускать ошибок при проектировании новых дорог. Например, постараться свести к минимуму количество резких и извилистых поворотов.

Возможна, кроме того, установка на дорогах современных светодиодных знаков, которые станут самостоятельно регулировать среднюю скорость потока, ограничивая или увеличивая ее на определенных участках в определенные моменты.
Такая техника будет распределять скорость потока, препятствуя возникновению волн заторов.

Подобные интеллектуальные светофоры уже несут службу на дорогах Германии, Австрии и некоторых других европейских стран. И, как показывает практика, они достойно справляются с поставленной задачей.

Большие надежды ученые возлагают и на автономные автомобили, которые в последнее время становятся модными у ведущих концернов. Автопилот — не человек, ему чужды эмоции, поэтому он будет вести себя именно так, как позволяют знаки. К тому же, «умные железяки» смогут самостоятельно прокладывать оптимальный маршрут до пункта назначения и менять его по мере необходимости.

Что важно, такие автомобили смогут общаться друг с другом, и передавать информацию о своем пути, маневре или скорости в ближайшее время. В теории это должно привести к полному исчезновению фантомных пробок. Но когда «умные» машины прочно войдут в обиход — никому не известно.

К тому же, на днях прошла новость, что автомобиль Tesla, ехавший на автопилоте, попал в ДТП со смертельным исходом. Так что в этом направлении предстоит еще работать и работать. Тем не менее, фантастическое будущее, описываемое в книгах, становится все менее далеким — его шаги слышны все отчетливее.

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня