Бытует мнение, что силовой агрегат в связке с механической коробкой передач способен на большее, нежели в компании с «автоматом». По сути, с этим трудно не согласиться. Но из любого правила есть исключения.
Наступление «автоматов»
Автоматические коробки передач давно пошли на приступ «механической территории». Не остались в стороне и бюджетные модели, и всемогущие внедорожники. На путь «автоматизации» давным-давно встала и компания Jeep: АКПП оснащаются абсолютно все модели, начиная от младшего Renegade и заканчивая могучим Grand Cherokee. А количество передач и вовсе стало уходить в небеса. Так, на Renegade можно установить и 6-ступенчаю коробку, и 9-ступенчатую.
Ту же стезю выбрали создатели супер- и спорткаров. Так что недалек день, когда «механику» можно будет заказать исключительно в виде опции.
Уже сейчас есть немало машин, для которых связка с АКПП оказалась более выигрышным вариантом, чем с МКПП.
Fiat и Porsche
Взять для примера хотя бы недоступный в России, но очень популярный в Европе Fiat 500. В «базе» он предлагается с обыкновенной 5-ступенчатой «механикой». И, как выяснилось, с ней автомобиль из «зажигалки» превращается в «овощ». Из-за неудачно подобранных передаточных чисел в коробке, мотор нужно раскручивать чуть ли не до отсечки.
Другое дело — 6-ступенчатый «автомат». С ним автомобильчик меняется до неузнаваемости, полностью оправдывая свое позиционирование. Правда, оснастить «итальянца» автоматической трансмиссией стоит приличных денег — более 1300 долларов.
Еще один пример — Nissan Sentra. Сама модель не так давно пережила смену поколений, стала более современной и продвинутой. Вот только с механической трансмиссией ей не повезло: она по-прежнему архаична. Поэтому ход у рычага нечеткий, а педаль сцепления чрезмерно тугая, больше подходящая для внедорожника, чем для городской машины.
Альтернатива, конечно, есть — любимый японцами вариатор. И для Sentra он является наиболее подходящим вариантом. Кроме того, что вариатор облегчает жизнь водителю (особенно в пробках), он еще делает характер автомобиля резвым и задиристым.
Подходит рецепт «автоматизации» и для более крутых ребят. Например, из семейства Porsche. Та же модель Boxster S, оснащенная механической коробкой, до заветной «сотни» разгоняется за 4 секунды. А вот версия с «автоматом» шустрее. Ей, чтобы ускориться до 100 км/ч, требуется на 0,2 секунды меньше. Не Бог весть какая разница, но она есть. Та же картина вырисовывается у легендарной модели 911.
А вот у заряженного полноприводного Volkswagen Golf R все еще круче. В этой модели АКПП еще более наглядно превосходит МКПП.
Так, разгон до 100 км/ч на автомобиле, оснащенным 6-ступенчатой «механикой» составляет 5,4 секунды. А машине с 6-ступенчатой DSG требуется на то же самое «упражнение» менее 5 секунд.
Топливная экономия
В этой дисциплине АКПП на некоторых моделях тоже укладывают МКПП на обе лопатки. В условиях кризиса аппетит автомобиля играет существенную роль, поэтому многие потенциальные покупатели «стального коня» интересуются этим показателем. И обнаруживают парадоксы.
Яркий пример — Honda Accord. Да, когда-то эти японские автомобили славились своими продвинутыми и очень качественными механическими коробками передач. Ход их рычага всегда отличался особой четкостью, а педаль сцепления умеренной, самой подходящей жесткостью. Другой плюс «хондовских» МКПП — это, пожалуй, идеальный подбор передаточных чисел. В общем, все это позволяло машине выделяться из потока и прекрасной динамикой ускорения, и плавным стартом.
И еще недавно «Хонды» с МКПП были на порядок лучше своих «автоматизированных» собратьев. В том числе и по показателю расхода топлива. Но конструкторы и инженеры компании сумели сначала подтянуть автоматические коробки до уровня механических, а после и вовсе вывели их в лидеры.
Это стало очевидным с выходом на рынок нового поколения Honda Accord. Тандем мотор-«автомат» в нем требует меньше топлива, чем мотор-«механика». Как подсчитали эксперты, при эксплуатации автомобиля в городском режиме экономия на бензине составит около 200 долларов в год. Мелочь, но приятная.
У заряженного купе Subaru BRZ, которое в России не продается по понятным причинам, история примерно такая же, как у «Аккорда». В «базе» у Subaru стоит механическая коробка. 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия доступна лишь в самой-самой навороченной версии под названием Limited. По подсчетам, она способна экономить на топливе 150 долларов в год. Хотя доплата за саму коробку превышает 1100 долларов. Словом, сэкономить не получится, если эксплуатировать автомобиль короткий срок.
А вот у другого представителя семейства Subaru — Impreza WRX — благодаря 5-ступенчатому «автомату» топливная экономия более очевидна. За год можно приберечь более 300 долларов, тогда как доплата за АКПП составляет 1000 долларов.